Нонна Мордюкова ушла из жизни — не только своей, всех нас — в 2008 году. А за 10 лет до этого она переехала в район Крылатское и поселилась на Осеннем бульваре.
В 1980 году Никита Михалков приступил к съёмкам трагикомедии «Родня». Виктор Мережко написал сценарий для Нонны Мордюковой.
Она же, прочитав его, решила воплотить образ Марии Васильевны Коноваловой — простой сельской женщины, которая едет в областной центр навестить дочь и внучку. Михалков хотел видеть в героине деревенскую тётку: перманент на голове, никакой косметики и пара вставных железных зубов.
Трения между режиссёром и актрисой начались сразу. Мордюкова пришла в негодование и наотрез отказалась сниматься в таком виде. Хлопала дверьми, собирала чемоданы, но… упорство режиссёра сделало своё дело: роль Маруси, как называл героиню муж, Нонна Викторовна сыграла именно в таком виде.
Сейчас в это трудно поверить, но самой большой критике в «Бриллиантовой руке» подверглась именно игра Мордюковой. Ругали её за то, что она неинтересна и монотонна, а образ у неё пошлый и совсем не смешной. «Разве может быть в Советском Союзе такой управдом?» — возмущались на худсовете.
Режиссёру Леониду Гайдаю пришлось изрядно сократить её роль, однако вырезать Мордюкову полностью он категорически отказался. И это несмотря на то, что у режиссёра с актрисой были натянутые отношения. Фильм «Бриллиантовая рука» стал лидером советского кинопроката в 1969 году и вошёл в пятёрку лучших картин за всю его историю.
У актрисы не было проходных эпизодов. Любая, даже самая маленькая её роль остаётся в памяти зрителя. В 1964 году на экраны вышел фильм «Женитьба Бальзаминова», комедия-фарс по произведениям Александра Островского. В роли непутёвого жениха снялся Георгий Вицин. У Нонны Мордюковой роль минут на десять экранного времени, а ощущение такое, будто колоритная купчиха заполоняет всё кинематографическое пространство картины.
Нонна (Ноябрина) Мордюкова родилась 25 ноября 1925 года в станице Константиновская Донецкой области. В годы войны её мать со всеми детьми перебралась в город Ейск. Нонна была старшей среди шестерых, о всех младших сёстрах и братьях заботиться приходилось именно ей.
«Мама меня любила не за то, что я была маленькая и хорошенькая, а за то, что я понимала её больше всех, была её как бы тихим стражем. Мне кажется, мама искала кровного союзника во всех разгоравшихся делах и видела таким союзником только меня», — вспоминала Нонна Викторовна в своей книге «Не плачь, казачка».
Будущая актриса отличалась стойким характером, который помог ей преодолеть тяжелейшие условия оккупации в годы войны. Нонну поддерживала мечта стать актрисой. Она страстно желала «выучиться на Любовь Орлову». И сразу после окончания войны уехала в Москву, где с первого раза поступила во ВГИК, в актёрскую мастерскую Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой.
В 1948 году, когда Нонна была на третьем курсе, режиссёр Сергей Герасимов приступил к съёмкам картины «Молодая гвардия» по одноименному роману Александра Фадеева. Это был первый фильм, выпущенный на киностудии имени Горького, и самый многочисленный дебют советского кино для выпускников ВГИКа. Среди них была и 23-летняя Нонна Мордюкова, исполнившая роль Ульяны Громовой. На молодых актёров обрушилась всесоюзная известность. А несколько человек вместе с Герасимовым и оператором картины Владимиром Рапопортом получили Сталинскую премию. Среди награждённых была и Мордюкова.
В своей автобиографической книге «Не плачь, казачка» Нонна Викторовна вспоминала: «В романе хорошо описан образ Ульяны Громовой. Но, к моему творческому удовлетворению, А. А. Фадеев, присутствовавший на одном из просмотров, обращаясь к Герасимову, громко при всех сказал:
— Серёжа, если б ты меня раньше познакомил с Мордюковой, я бы лучше написал этот образ.
Да, уж как я старалась! Я делала Ульяну романтической натурой, начиная с первой сцены с лилией у реки и кончая гибелью, когда её, как и всех, сбросили в шахту».
Говорят, на съёмках «Молодой гвардии» Мордюкова вскружила голову самому Герасимову, а с её стороны была лишь влюблённость в мастера, маститого режиссёра.
Выбрала же она молодого актёра Вячеслава Тихонова, с которым вместе снималась в «Молодой гвардии». После окончания съёмок Мордюкова и Тихонов поженились. Брак продлился 13 лет. В 1950 году у пары родился сын Володя. В том же году актрису приняли в театральную студию киноактёра. Но до середины 50-х ролей в кино было мало.
В 1955 году на экраны вышел фильм «Чужая родня» с Николаем Рыбниковым, и на актрису всерьёз обратили внимание. В картине «Отчий дом» (1959) у Мордюковой была небольшая роль, но сценарист фильма Будимир Метальников решил написать свой следующий сценарий, ориентируясь исключительно на актрису.
Так в 1960 году появилась картина «Простая история», а в ней роль Александры Потаповой, обычной женщины, которой пришлось стать председателем колхоза. Именно там героиня Мордюковой говорит герою Михаила Ульянова: «Хороший ты му-жик… Но не орёл!» Прос
«За создание женских образов в кино» в фильмах «Простая история» (1960), «Председатель» (1964), «Женитьба Бальзаминова» (1964), «Журавушка» (1968), «Русское поле» (1971) Нонна Викторовна была награждена Государственной премией РСФСР в 1973 году. А в 1974 году актрисе присвоили звание народной артистки СССР.
Свою, без преувеличения, великую роль Мордюкова сыграла в ленте «Комиссар», которую в 1967 году снял режиссёр Александр Аскольдов по мотивам рассказа Василия Гроссмана «В городе Бердичеве». Фильм, созданный в качестве дипломной работы, стал единственным в творческом списке режиссёра. После завершения работы над картиной Аскольдов подвергся преследованиям: он был исключён из партии и уволен со студии с формулировкой «профессионально непригоден».
Фильм положили «на полку» на долгих 20 лет. Его премьера состоялась только 8 июля 1987 года вне конкурса на Московском международном кинофестивале. Картину ждал ошеломительный успех. «Комиссар» был показан на многих кинофестивалях. Среди полученных наград — премия «Ника» и «Серебряный медведь» Берлинского кинофестиваля. Британская энциклопедия «Who is who» включила Нонну Мордюкову в двадцатку лучших актрис ХХ столетия.
В 90-х актриса практически ушла из кино. Нонну Викторовну постигла личная трагедия — умер единственный сын Володя. Он пошёл по стопам родителей и стал актёром: вместе с матерью снялся в фильме «Русское поле» (1971). Все, кто знал актрису, говорили: от удара она так и не оправилась…
После пятилетнего перерыва в карьере, в 1999 году, вышел фильм «Мама», снятый Евгением Евстигнеевым. Больше в кино Нонна Викторовна не снималась. Умерла она в 2008 году. По её воле была похоронена на Кунцевском кладбище рядом с могилой сына — Владимира Тихонова.
В последние годы Нонна Викторовна много болела; жила с родными сёстрами, которые ухаживали за ней. Несмотря на то, что Мордюкова считалась одной из ярчайших актрис советского кино и вокруг неё всегда было много поклонников, на склоне лет актриса была одинока. Кроме брака с Вячеславом Тихоновым, она только раз ещё была замужем — за актёром Владимиром Сошальским. Брак продлился всего полгода.
Актриса была натурой пылкой, страстной, темпераментной и увлекающейся. Быстро влюблялась; была, по её словам, со своим кодексом чести: никогда не уводила чужих мужей. И всегда оставалась женщиной: «На самом истоке жизни мне не дано было связать свою жизнь или хотя бы миг быть с нелюбимым — ради выгоды и богатства. А мне — только чувства! И только чувства!» — говорила Нонна Викторовна.
той язык актрисы был на руку режиссёрам: обладая великолепным чувством юмора, она практически на ходу выдавала крылатые выражения. Чего стоит одна из самых знаменитых фраз советского кинематографа «Наши люди в булочную на такси не ездят» из «Бриллиантовой руки»!
Нонна Викторовна была человеком открытым: она любила компании, была их душой. Хорошо пела. В своих воспоминаниях она с теплотой пишет: «Застолья на Кубани называют “сабантуями”. Женщины исправно работают и за столом: незаметно меняют тарелки, подкладывают кому надо еду, разносят кружки с компотом или киселём, и точно так же подаётся и такое “блюдо”, как песня».
После «Простой истории» Мордюкова и Ульянов вновь сыграли вместе в драме «Председатель» (1964). Картина резко контрастировала с чередой позитивных фильмов о советской деревне. Перед премьерой картину подвергли жестокой цензуре. По Москве уже были расклеены афиши, когда худсовет решил фильм в прокат не выпускать, а все анонсы срочно убрать. Несмотря на то, что выход картины задержали почти на год, в первую же неделю проката её посмотрели примерно семь миллионов человек. Согласно опросу журнала «Советский экран», фильм был признан лучшим за 1966 год.