Клиент портного. Анна Мариночкина говорит, что почти вся одежда ей велика — приходиться ушивать. Фото Ивана АФАНАСЬЕВА
«Я не считаю, что у меня какая‑то нестандартная фигура, но нет такого магазина, где мне все подходило бы по размеру», — говорит 22‑летняя москвичка Анна Мариночкина.
Большинству российских женщин и половине мужчин непросто подобрать одежду по фигуре. Дело не в проблемных пропорциях, а в том, что «стандартные» размеры, на которые ориентируются производители при пошиве одежды, — уже не стандартные.
Cемь вариантов одного размера
Производители одежды для одного и того же размера используют разные параметры. Здесь показано, какие параметры используются для размера S.
НЕ НАШ РАЗМЕР. Анне Мариночкиной, по ее словам, всегда всё велико. Трудно подобрать джинсы. «А про платья вообще молчу, их как будто на лошадей шьют». При росте 166 сантиметров обхват груди у Анны — 88, а бедер — 86.
Размер одежды — условная величина, складывающаяся из предположения о том, что, например, при таком-то росте у человека обычно такой-то охват бедер, такая-то талия, такой-то объем груди. Это набор пропорций, сочетание которых принимается за стандартное, наиболее часто встречающееся. Линейка размеров — от маленьких до больших — это набор таких сочетаний, которые должны охватывать большинство человеческих экземпляров, если последние ранжировать по крупности-мелкости.
Кто решает, какое сочетание пропроций является стандартным? В СССР проводились исследования на государственном уровне. Последнее — в 1974 году. Нынешние российские размеры одежды отражают анатомические стандарты именно тех лет. В Европе последние подобные исследования проводились примерно в то же время.
Между тем пропорции человеческого тела неодинаковы для разных стран. Плюс и внутри одной страны они меняются каждые 15-20 лет, когда приходит новое поколение потребителей. (В 70-е годы в СССР у женщин были больше обхват бедер и объем груди. Если сравнить девушку того времени и нашу современницу такого же роста, то нынешняя девушка будет худее.)
Откуда теперь берутся пропорции «усредненных фигур», неизвестно. Производители не говорят, используют ли они данные старых исследований или применяют свои методики. Но факт в том, что у разных марок расхождения в параметрах для одного и того же размера могут быть существенными (см. схему).
ТРУДНО ПОДОБРАТЬ. Из чего бы ни исходили производители, в случае с российскими потребителями они промахиваются: до 80 процентов девушек и более 50 процентов парней с 15 до 26 лет в Москве недовольны существующими размерными шкалами, говорит София Шатохина, ассистент кафедры антропологии биофака МГУ. Особенно это касается одежды, которая должна хорошо сидеть в груди. К такому выводу София пришла в 2011 году. Она тогда опросила 2178 девушек и 2064 парня. Например, самый часто встречающийся тип фигуры девушек — рост 165, объем груди — 82, бедер — 92. А большая часть магазинной одежды рассчитана на девушек ростом 170‑175 сантметров с объемом груди 90 сантиметров.
Шатохина уверена, что исправить ситуацию могут только новые исследования в масштабах государства. Тогда, возможно, производителям будет проще сделать «стандартные» размеры действительно стандартными.
АТЕЛЬЕ. Пока выходом для покупателей остаются ателье. Анна Мариночкина говорит, что иногда подходящую по размеру одежду она подбирает по полгода. Но часть гардероба все равно приходится ушивать.
Весной и осенью каждый день поступает около восьми пар женских джинсов, которые надо ушить в талии, говорят в ателье по пошиву и ремонту одежды «Студия». Это около
20 процентов от всех заказов на джинсы, в остальных случаях чаще всего брюки просят укоротить.
Для мужчин чаще всего перешивают пиджаки: мужчины в России старше 30 лет, как правило, с небольшим «брюшком», а магазинные пиджаки скроены на другие фигуры.