Проследить путешествие бутерброда в человеческом организме, сконструировать гидравлический рычаг, запрограммировать робота — этому и многому другому можно научиться на дополнительных образовательных курсах в Москве.
Именно дополнительное образование способствует развитию личности ребенка, его способностей, интересов и склонностей, уверен Александр Чередник, заместитель ректора Университета Дмитрия Пожарского. «Школьная программа, какой бы современной и профессиональной она ни была, осуществляет лишь его общую подготовку, задает некие направления развития и не позволяет реализовать полностью потенциал ученика», — добавляет он.
«В этих курсах важнее не информация, а навыки, которые приобретают дети: инженерные, конструирования, умение строить объект по плану, проверять, работает ли конструкция. Это важные и современные качества, которые помогут лучше сориентироваться в выборе профессии. Принцип «знания через действия» реализуется тут во всей полноте, знания и навыки осваиваются лучше», — считает Игорь Реморенко, ректор Московского городского педагогического университета.
«Мой район» представляет список интерактивных курсов, где дети не просто слушают лектора, а участвуют в проведении различных опытов, экспериментов, создают собственные проекты. Эти курсы способны стать хорошим дополнением к школьным урокам и пробудить интерес у ребенка к науке.
УНИВЕРСИТЕТ ДЕТЕЙ
Образовательный проект Политехнического музея, рассчитан на детей от 7 до 14 лет.
Ребята учатся по направлениям «Энергия» (7‑8 лет), «Импульс» (8- 9 лет), «Динамика» (10- 11 лет) и «Векторы» (12- 13 лет). В последнем направлении дети сами выбирают, какую область будут изучать в течение семестра — урбанистику, энергетику, антропологию или что‑то еще. В конце учебного процесса они представляют результаты своей работы — например, выпускают научную газету или создают проект реконструкции московской улицы.
Занятия ведут ученые и сотрудники университетов. Они занимательно рассказывают о разных науках и простым языком объясняют сложную информацию. Оценки никому не ставят, экзамены не устраивают. Лекции не обязательно записывать, можно просто слушать.
Во время лекции несколько раз проводят интерактивные игры, в которых участвуют дети. Их просят изобразить, например, поток электронов или подвигаться как обезьяны. На уроке о пищеварении лектор университета предлагает проследить путь бутерброда в нашем организме. Для этого дети режут бутерброд ножами, имитируя измельчение еды зубами. Потом его отбивают, а то, что получается, пропускают через чулки, как через кишки.
Кроме лекций проходят воркшопы (семинары), где ребята проводят опыты, участвуют в дискуссиях и научных играх. Бывают занятия, которые проходят не в аудитории, а на специальных площадках — например, в офисе компании «Яндекс».
Обучение проходит по воскресеньям — утром или днем — в течение учебного года.
АСТРОНОМИЧЕСКИЙ КРУЖОК
Он существует при Московском планетарии с 1934 года. Часть его выпускников стали ведущими учеными-астрономами, среди них, например, академик Николай Кардашов и член-корреспондент РАН Игорь Новиков.
Кружок рассчитан на школьников, принимают в него начиная с 5-го класса.
Занятия проходят в Большом Звездном зале планетария, обсерватории и на площадке «Парк неба». Кроме этого устраиваются выездные экскурсии, экспедиции в обсерватории России, встречи с учеными. Учащимся старших классов преподают профессора МГУ.
Благодаря оборудованию планетария, которое является уникальным для России, дети изучают реалистичное звездное небо. Их учат работать с различными типами телескопов, они самостоятельно проводят наблюдения планет, Луны, звезд.
Занятия проходят в течение учебного года один раз в неделю. Каждое из них длится 2 часа.
НАУЧНЫЕ ЛАБОРАТОРИИ
Проект Политехнического музея для детей от 5 лет. Занятия ведутся в лабораториях по химии, биологии, физике, робототехнике, математике и в Детском лектории. На занятиях дети самостоятельно проводят научные эксперименты, опыты и исследования. Курсы разработаны лучшими педагогами Москвы, в их основе обучение в игровой форме и через практику. Занятия проходят в течение учебного года.
УЧЕНЫЕ — ДЕТЯМ
Проект музея занимательных наук «Экспериментаниум» для детей от 10 лет. Ребятам читают лекции ученые разных областей — химии, астрофизики, биоинформатики и других. Они рассказывают о научных теориях, открытиях и гипотезах. Теоретическая информация постоянно сопровождается проведением опытов и экспериментов.
Лекции проходят по субботам. Можно прийти на одну, несколько лекций или ходить в течение всего периода обучения.
Занятия в новом учебном году начнутся с октября.
КУРСЫ В «ИННОПАРКЕ»
Они рассчитаны на детей от 5 лет. Их цель — показать, что наука — веселое и познавательное занятие.
На лекциях детям рассказывают о физических явлениях и химических реакциях, робототехнике и компьютерной анимации. Ребята учатся собирать роботов и программировать их, конструировать гидравлический рычаг, создавать анимационный фильм и монтировать его. Для самых маленьких есть курс «Наука на ладони», где каждое занятие посвящено знакомству с какой‑то одной наукой — географией, биологией и так далее.
Курсы проводятся в течение учебного года начиная с сентября в парке «Сокольники» и Центральном детском магазине на Лубянке.
Выпуск издания осуществлен при финансовой поддержке
Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Газета «Мой район» совместно с Федеральным агентством по печати делает проект «Образование: Перезагрузка». Мы рассказываем о том, как современные технологии меняют систему школьного образования в России и какие дополнительные возможности появляются у педагогов и учеников благодаря им. Мы приглашаем к диалогу и вас, уважаемые читатели. Если вы хотите рассказать в нашей рубрике о своем образовательном проекте, который основан на использовании современных технологий, напишите нам письмо на почту redaktor@mr-msk.ru