В 1613 году село Вельяминово, где сейчас находится московский район Отрадное, было пожаловано князю Дмитрию Пожарскому — русскому национальному герою, предводителю Второго народного ополчения. Благодаря ему память о князьях русского Средневековья Пожарских никогда не изгладится из народной памяти.
Предками Дмитрия Пожарского были князья Стародубские, ведущие свою родословную от владимиро-суздальских князей, потомков Рюрика и Юрия Долгорукого. В 1238 году сын князя Всеволода Большое Гнездо Иван получил во владение Стародуб-на-Клязьме, основанный в 1152 году Юрием Долгоруким, ныне это Клязьминский Городок во Владимирской области. Основателем династии Пожарских стал сын удельного князя стародубского Андрея Фёдоровича Василий Андреевич. По всей видимости, в его княжеский удел входила местность под названием Пожар — все потомки стали Пожарскими. В 1566 году царь Иван Грозный, отдав Стародубское княжество своему двоюродному брату, отправил всех стародубских князей в Казань и Свияжск. Большие вотчины, административные должности — на первый взгляд может показаться, что это знатности и престижа рода Пожарских не уронило. Однако это не так: когда в 80-х годах XVI века всё вернулось на круги своя и Пожарские вновь обрели свой Стародубский уезд, при царском дворе они уже обречены были играть только второстепенные роли.
Дмитрий Михайлович Пожарский появился на свет 1 ноября 1578 года. Его мать Мария Фёдоровна, ставшая потом самой главной боярыней московского двора, сумела дать сыну хорошее образование, а также привить те ценности, на которые он потом опирался всю жизнь, — честь, долг и вера. В конце 80-х годов XVI века Мария с сыном переехали в Москву и поселились на Сретенке, близ Кузнецкого моста. В пятнадцать лет князь поступил на дворцовую службу. С юных лет отличительными чертами его были честность, набожность, щедрость и скромность. Начать свою военную деятельность князю Пожарскому было уготовано судьбой в Смутное время, почти совпавшее с началом XVII века. После смерти Бориса Годунова над царским троном навис густой туман, самозванцы объявляли себя царями, началась гражданская война, в пределы Руси вторглись поляки и литовцы, круша и разрушая всё на своём пути, а общество было растеряно и разобщено.
Придворная карьера и начало военного пути
При Годунове Пожарский был стряпчим с платьем (отвечал за царское облачение), при кратковременном правлении Лжедмитрия I — придворным стольником. В военных действиях князь Пожарский начал участвовать уже при Василии Шуйском с подавления восстания Ивана Болотникова, в 1608 году во главе отряда боролся с Лжедмитрием II — «Тушинским вором». После успешной военной операции против крестьянских войск атамана Салькова князь Пожарский получил в награду вотчину в Суздальском уезде, а в начале 1609 года был назначен воеводой в город Зарайск.
В этот момент очень многие города уже присягнули на верность Лжедмитрию II. «Верных сынов Шуйского» остались считанные единицы: Зарайск, Коломна, Нижний Новгород, Переяславль-Рязанский, Смоленск, Троице-Сергиева лавра и несколько городов Сибири. Князю Пожарскому удалось успокоить население и пресечь смуту во вверенном ему Зарайске. Между тем военная кампания против «Тушинского вора» проходила вполне успешно: русско-шведские войска разгромили его под Дмитровом, в начале 1610 года он был вынужден перебраться из Тушина в Калугу. Но битва при Клушине 24 июня русскими и шведами была проиграна, Василий Шуйский был свергнут, а в Москве установилась Семибоярщина. Поляки стояли в Хорошёво, Лжедмитрий II — в Коломенском. В результате Семибоярщина присягнула сыну Сигизмунда III, королевичу Владиславу, а в Москву вошёл польский гарнизон под командованием Станислава Жолкевского.
За дело святое!
Самыми стойкими оплотами противостояния польскому неприятелю на русской земле были Троице-Сергиев монастырь, патриарх всея Руси Гермоген, которого поляки заключили в темницу Чудова монастыря, и неспокойный Нижний Новгород. С 1611 года патриарх Гермоген и архимандрит Троице-Сергиева монастыря Дионисий начинают рассылать по русским городам грамоты-воззвания с призывом о необходимости противостоять польским иноземцам. Эти грамоты зачитывались в храмах и на городских площадях. Благодаря им во многих городах постановляли: для противостояния ненавистным захватчикам выход только один — ополчаться.
Первое ополчение
Первое ополчение было сформировано в 1611 году, возглавил его рязанский дворянин Прокопий Ляпунов, к нему примкнули казачий атаман Иван Заруцкий и князь Дмитрий Трубецкой. Сформированные отряды из разных городов Село Юрьино — вотчина князя Д. М. Пожарского. Казанская церковь (построена в 1613–1615 гг.) Василий Шуйский 76 подходили к Москве, и в середине марта 1611 года там были защитники из Рязани, Нижнего Новгорода, Владимира, Свияжска, Чебоксар и Казани.
Восстание в Москве началось 19 марта, когда основные силы ополчения ещё не дошли до столицы. Поляки, теснимые со всех сторон, подожгли город. Князь Пожарский со своими воинами, встретившись с врагами на Сретенке, прогнал их в Китай-город. В районе своего подворья на Лубянке (Большая Лубянка, дом 14) он устроил боевую точку и весь день держал здесь оборону. На этот раз противостояние было слишком ожесточённым… Во время боя князь был тяжело ранен, но верные соратники сумели вывезти его из Москвы в Сергиев Посад, а затем в его родной уезд — нижегородскую вотчину Мугреево.
Тем временем подошедшим к Москве частям Первого ополчения удалось захватить её в пределах Белого города (полукольцо между Китай-городом и Бульварным кольцом). Поляки оказались запертыми в Китай-городе и Кремле. Для обсуждения будущего государственного устройства был устроен совет (прообраз Земского собора), в который вошли бояре и воеводы из разных городов, возглавляемые всё теми же Ляпуновым, Трубецким и Заруцким. Однако вместо достижения договорённостей с течением времени всё больше обострялись противоречия. Казаки Ивана Заруцкого были спровоцированы подложной грамотой, в которой Прокопий Ляпунов якобы призывал всех истреблять казаков всеми возможными способами. Вышла стычка, Ляпунова убили казаки, ополчение распалось.
Новгородский призыв
В сентябре 1611 года в Нижнем Новгороде по инициативе земского старосты Кузьмы Минина началась организация Второго ополчения, был объявлен сбор средств на снаряжение ратников, а к князю Дмитрию Пожарскому была послана делегация с предложением возглавить Второе ополчение. Ставка во Втором ополчении делалась на опытных ратников, привлечение и жалование которых требовали больших средств. Посадским людям было предписано ничего не жалеть для нужд ополчения и отдавать для него «пятую деньгу», то есть пятую часть имущества. Князь Пожарский принял руководство ополчением в октябре 1611 года. Почему это предложение было сделано именно ему? Видимо, потому что он храбро сражался в Москве, но не был связан с интригами вождей Первого ополчения.
Путь второго ополчения
Из Нижнего Новгорода на Москву Второе ополчение выступило в конце февраля — начале марта 1612 года. Путь его пролегал по правому берегу Волги через Юрьевец, Кинешму, Плёс, Кострому, Ярославль и Ростов Великий. Больше двух месяцев ополчение провело в Ярославле — необходимо было собрать все войска для похода на Москву и обеспечить их оружием. Здесь под руководством Минина и Пожарского был также учреждён «Совет всея земли», занимавшийся решением финансовых и административных вопросов.
Он стал предтечей будущего московского правительства: здесь обсуждались вопросы, связанные с созывом нового Земского собора, процедурой избрания законного царя, учреждались будущие органы администрации — приказы и органы местного самоуправления, выпускалась даже своя монета — ярославская копейка. На момент выхода из Ярославля в конце июля 1612 года в ополчение входило около десяти тысяч человек.
К Москве отряды подошли 20 августа, и в боях 22 и 24 августа им удалось одержать победу над войсками литовского гетмана Ходкевича, спешившего на подмогу осаждённым в Кремле полякам. Вождям Второго ополчения приходилось координировать свои действия с ненадёжными отрядами Дмитрия Трубецкого (переговоры с ними вёл келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын). Кузьма Минин помимо финансовой организации ополчения оказался и способным командиром: его отряд благодаря неожиданному наступлению сумел обратить в бегство две польские роты и некоторые части подвергшегося панике неприятеля — это стало переломным моментом сражения. Ходкевич с остатками войска двинулся прочь от Москвы — оставалось только выгнать поляков из Кремля. На это ушло ещё почти два месяца… 4 ноября 1612 года Московский Кремль был полностью освобождён.
«В городских делах участие»
После победы над поляками князь Дмитрий Пожарский продолжал принимать деятельное участие в делах российского государства. Он играл одну из ведущих ролей в ходе Земского собора 1612-1613 гг., по итогам которого российским государем был избран Михаил Фёдорович Романов. Князь участвовал и в обряде венчания на царство Михаила Романова и даже держал в руках один из символов царской верховной власти — державу. Тогда же «за службу и очищение Москвы» ему был пожалован думный чин боярина. Его стараниями на Красной площади был возведён деревянный храм иконы Казанской Божьей Матери, заступницы воинов Второго ополчения, и церковь в подмосковной вотчине Медведкове. При вновь сформированном царском дворе Пожарский стал военачальником и государственным деятелем. В 1615-1617 гг. он по приказу царя возглавил оборону Брянска и Калуги от нападения поляков, потом стал коломенским воеводой, а в 1619 году возглавил Ямской приказ, «прадедушку» современной почты. Далее будет воеводство в Новгороде и руководство Разбойным приказом. Князь был желанным гостем за царским столом, гулял на обеих царских свадьбах и был допущен в круг приближённых к царю людей. С 1635 года в ведении Пожарского находится Судебный приказ.
В 1638 году, несмотря на преклонный возраст князя (ему был тогда 61 год), ввиду возможной войны с крымскими татарами, князь Пожарский был назначен полковым воеводой в городе Переяславле-Рязанском. Набега, по счастью, не было, и последней службой князя стали переговоры с польскими послами в 1640 году. Свой вечный покой великий Дмитрий Пожарский, освободитель Отечества, обрёл в знакомых ему суздальских землях в Спасо-Евфимиевом монастыре.