Над водой. Под землей. На земле — метро в Раменках

Над водой. Под землей. На земле — метро в Раменках, фото

Станция метро «Воробьёвы горы»

У жителей Раменок — богатейший выбор станций подземки. В их распоряжении красная и желтая ветки метро. В перспективе транспортная доступность станет еще лучше с появлением Большой кольцевой линии. 

«Воробьевы горы»

Сокольническая линия
Дата открытия:
12 января 1959 года
Реконструкция: 1983-2002 гг.
Прежнее название:
«Ленинские горы» (до 1999 г.)
Архитекторы
: Н. Демчинский, В. Алешина, М. Бубнов, А. Маркелов, М. Марковский, А. Рыжков, Б. Тхор
Реконструкция:
А. Вигдоров, Л. Борзенков, Г. Мун, Н. Расстегняева, Н. Шумаков
Крытая, эстакадная, с островной платформой

«Воробьевы горы» — самая длинная станция Московского метрополитена (282 м) и первая в мире, расположенная над водой. Ее вестибюли выходят на оба берега Москвы-реки. Станция выбралась на поверхность и опровергла концепцию «лучшего в мире метро» Москвы как подземного дворца. «Воробьевы горы» находятся в нижнем ярусе Лужнецкого метромоста, построенного за рекордные девятнадцать месяцев в 1957-1959 гг. Однако спешка и недоброкачественные материалы привели к печальным последствиям. В зимнее время, дабы свежий бетон не замерз, в него добавляли поваренную соль, что потом стало причиной частичного разрушения несущих конструкций и интенсивной коррозии арматуры. Счастье еще, что когда начал рушиться потолок и стали сползать листы карниза, обошлось без жертв — к тому времени мост уже закрыли.

Прослужившую двадцать четыре года станцию реконструировали целых 19 лет. С открытием изменилось ее название, обновились интерьер и конструкция моста. Вестибюли были облицованы серым гранитом, пол выложен метлахской плиткой, цоколи колонн отделаны черным габбро. Стены остались прозрачными. Из окон проходящих поездов открывается великолепный вид на Москву-реку, Воробьевы горы, здание Российской академии наук. На платформе десять стеклянных цилиндров–витрин приспособлены под временные выставки народных промыслов, фарфора, текстиля…

Над водой. Под землей. На земле — метро в Раменках  фото

«Университет»

Сокольническая линия
Проектное название:
«МГУ»
Дата открытия: 12 января 1959 года
Архитекторы: В. Литвинов, М. Марковский, Л. Лилье, В. Добраковский, Н. Быкова, И. Таранов, Ю. Черепанова.
Пилонная, трехсводчатая, глубокого заложения (26,5 м)

Станцию прославил кинорежиссер Георгий Данелия, когда снял знаменитую сцену фильма «Я шагаю по Москве» с поющим одноименную песню Никитой Михалковым. Один из героев сцены садится в поезд, хотя на указателе надпись — «Посадки нет». Дело в том, что в 1963 году, когда фильм снимался, станция «Университет» еще была конечной.

С кинематографическим символом оттепели, рассказывающим о лучшем городе Земли и людях с открытым сердцем, новое метро — образец эстетики аскетизма и модернизма — отлично рифмовалось. По конструкции «Университет» еще напоминал ранние станции московского метро глубокого заложения. Пилоны все так же массивны, но декор уже весьма скуп: керамическая плитка, серый гранит пола да облицовка светлым мрамором. Из бывалой роскоши разве что сухой рельефный фриз в основании плафона, и все. Проспект Вернадского, где станция строилась, фланкирован парой идентичных ротонд — вестибюлей.

Над водой. Под землей. На земле — метро в Раменках  фото

«Ломоносовский проспект»

Солнцевская линия Дата открытия: 16 марта 2017 года
Проектное название:
«Минская»
Архитекторы: Л. Борзенков, М. Волович, С. Костиков, Т. Нагиева, Н. Солдатова, В. Уваров, И. Земляницкий, Г. Джавадова
Колонная, двухпролетная, мелкого заложения (15 м)

От Дворца Советов к юго-западу столицы согласно Генплану реконструкции Москвы 1935 года должен был пройти «Западный луч». Несмотря на то что Дворец Советов обернулся бассейном «Москва», «луч» был пробит, разве что стартовал он от Воробьевых гор и название свое получил в честь садовода-селекционера и автора многих сортов плодовоягодных культур академика Ивана Владимировича Мичурина. Объясняется это тем, что трасса проходит рядом с Ботаническим садом Московского университета.

Нескольким километрам Мичуринского проспекта наконец-то досталось метро — целых три станции Солнцевской линии: «Ломоносовский проспект», «Раменки» и «Мичуринский проспект». А прежде приходилось штурмовать автобусы или стоять в пробках. Подземка несравненно улучшила транспортную доступность района. Станции мелкого заложения спроектированы по типовому проекту творческим коллективом под руководством архитектора Леонида Борзенкова.

«Ломоносовский проспект» — односводчатая станция, декорированная многослойными металлическими панелями с ячеистым заполнением серого оттенка. Сюжет принтов с подсветкой, нанесенных на грани панелей из закаленного триплекса, авторы проекта посвятили точным наукам. На синем фоне изображен графический орнамент, составленный из последовательности чисел Фибоначчи. Тематически сюжет связан с доминантой района, 34-этажной многоярусной башней с 58-метровым шпилем — зданием Московского государственного университета.

Два типовых наземных павильона ведут от подземной станции в город. Один выход находится близ площади Индиры Ганди с памятником индийского политического деятеля работы Олега Комова. Второй вестибюль расположен рядом с Институтом механики МГУ. Соседство с метро может оказывать негативное влияние на здание научной организации, но для предотвращения этого на путях в метро предусмотрена повышенная виброзащита.

«Раменки»

Солнцевская линия
Дата открытия:
16 марта 2017 года
Проектное название:
«Винницкая улица»
Архитекторы: Л. Борзенков, М. Волович, С. Костиков, Т. Нагиева, Н. Солдатова, В. Уваров, И. Земляницкий, Г. Джавадова
Колонная, двухпролетная, мелкого заложения (15 м)

Конструкция, наземные павильоны и отделка станций «Ломоносовский проспект» и «Раменки» — словно у близнецов. Различаются лишь силуэты деревьев на зеленом фоне — принт панелей. Рисунок намекает на здешние дубовые рощи, то есть на само слово «раменка», которое происходит от славянского «рамень» — дремучий хвойный лес. Истинно так. Район и теперь богат зелеными зонами. Во–первых, здесь имеется Ботанический сад, семьдесят лет назад разбитый учеными-мичуринцами на 30 гектарах прямо у подножия высотки МГУ. Во–вторых, парк 50-летия Октября, заложенный на берегу речки Раменки, мелкой, но довольно стремительной. В ее долине зарегистрированы 14 видов растений и 11 видов животных, занесенных в Красную книгу Москвы.

«Мичуринский проспект»

Солнцевская линия
Дата открытия:
30 августа 2018 года
Проектное название: «Олимпийская деревня»
Проект переименования: «Лобачевская»
Колонная, трехпролетная, мелкого заложения, полуподземная

Станция отделана гранитом, глазурованной керамикой, сталью и алюминием. Стены покрыты ровным слоем румяных яблок и груш. Уникальность «Мичуринского проспекта», чье несколько ярмарочное оформление посвящено знаменитому ученому, заключается в том, что это первая полуподземная станция в московском метрополитене. Конструктивное решение было связано с особенностями ландшафта и перепадом высот вдоль трассы Мичуринского проспекта.

Станция имеет три уровня. На первом находятся центральный зал и пути, выше, на втором — смотровая площадка с панорамным балконом, третий отдан техническим службам. Именно в центре зала, а не в торце, как все привыкли, два нижних уровня объединяют шесть эскалаторов. Одна стена станции — панорамная, со сплошным остеклением. Спустившись в метро, пассажиры могут любоваться великолепием близлежащего парка и речки Очаковки, впадающей в Раменку.

Чтобы пересечь оживленный Мичуринский проспект, нужно пройтись прямо над ним по крытой пешеходной галерее. Переход объединяет два входных павильона станции метро. На фасаде одного из них — гигантская, длиной в 196 м, и светящаяся ночами надпись — «Мичуринский проспект».

Читайте также

Фильтр