В июле 2012 года власти Москвы отменили выплату субсидий управляющим компаниям на содержание консьержей в многоквартирных домах.
Взамен привычной для москвичей услуги Департамент информационных технологий Правительства Москвы начал активно продвигать проект «Совместная реализация услуг «Подъездное видеонаблюдение и запирающее устройство»: предлагалось, чтобы за подъездами наблюдали не люди, а видеокамеры.
Одним из победителей тендера на установку и обслуживание систем видеонаблюдения стала компания «Ростелеком», предложившая следующее техническое решение: изображение с уже установленных камер наблюдения на входе в подъезд и вновь устанавливаемых внутри него передается по выделенному телеканалу на телевизоры жильцов с одновременной заменой исправно работающего запирающего устройства (домофон).
«Действия «Ростелекома» вызывают ряд вопросов, — говорит член партии «Единая Россия» Станислав Башанкаев. – Например, устанавливаемое оборудование запирающего устройства будет принадлежать не жильцам, а находиться в собственности компании-монополиста. И никто не мешает ей в любой момент поднять цену на услуги.
Соответственно, возникает вопрос – зачем вообще ОАО «Ростелеком» нужны запирающие устройства? Но это – лишь часть айсберга. Итоги проведенной по нашему запросу юридической экспертизы показали, что реализация проекта в существующем виде, ведет к нарушению сразу нескольких законодательных актов: от закона по Защите прав потребителей и принципа неприкосновенности частной жизни, до прав собственности и закона о конкуренции.
Услуга «Подъездное видеонаблюдение и запирающее устройство» как дополнительная услуга жильцам (установка дополнительной видеокамеры) возможна и должна осуществляться на базе существующего оборудования запирающего устройства без его принудительной замены. Реализация данной услуги ОАО «Ростелеком» должна осуществляться совместно с подрядной организацией уже имеющей Договор с жителями на техническое обслуживание ремонт запирающего устройства.
Мы рекомендовали «Ростелекому» изменить политику по реализации программы «Безопасный город» в Северо-Восточном административном округе Москвы и до ноября подготовить оптимальное решение реализации данной программы. Считаем, что прежде всего, в данном решении должны быть учтены интересы жильцов, которые превыше интересов бизнеса».