На старые сценические площадки Москвы возвращается театральная жизнь

Еще Александр Островский писал: «Публика ходит в театр смотреть хорошее исполнение хороших пьес, а не самую пьесу: пьесу можно и прочесть». Поэтому не так важно, с чего начинается театр, важно, что внутри. Местом для магии искусства сцена становится благодаря сотне компонентов — от мастерства артистов до невидимых зрителю деталей. Не случайно усилия команды мэра Сергея Собянина направлены одинаково и на поддержку творчества, и на материальное переоснащение «храмов Мельпомены».

На старые сценические площадки Москвы возвращается театральная жизнь, фото

Фото: mos.ru

История плюс машинерия

За последние 10 лет обновились 85 площадок. Для каждой разрабатывали индивидуальный проект: ведь надо нужно было ювелирно встроить современные механизмы в историческую старину. «Современнику» вернули изначальный внешний облик. В учебном театре ГИТИСа, что в «тучерезе» Нирнзее, восстановили кессонированные потолки и своды Монье, каменные лестницы и мраморный камин. В здании «Школы современной пьесы», где когда-то квартировал ресторан того самого Люсьена Оливье, воссоздали купол с окошком, сцену и зрительный зал, превратив его в трансформер.

Театр на Малой Бронной вернул себе мраморную лестницу, тысячи «квадратов» потолочной лепнины и обрел сцену с 50 подъемными платформами. Еще в одной жемчужине, Театре эстрады, на основе архивных документов были раскрыты ранее заложенные панорамные витражные окна, а также смонтирован экран высокого разрешения. Капитально обновили «Ведогонь-театр» в ЗелАО.

Современные технологии не только максимально погружают искушенного гаджетами зрителя в действо на сцене, но и позволяют труппе экспериментировать. Так, сцена-трансформер позволяет использовать несколько видов сценографии: может превращаться, например, в подиум, протянутый через весь зал. Подъемные механизмы дают возможность менять декорации во время пьесы, не опуская занавес, а современные световые приборы (в том числе «световые головы») — создавать оригинальные динамические эффекты. Видеопроекция предоставит возможность каждому зрителю, даже на последнем ряду, видеть крупно лица, эмоции и реакцию артистов. Наконец, благодаря распределению звука на обновленных площадках зрители и в партере, и на верхних ярусах одинаково хорошо слышат артистов, которые могут петь и говорить естественным голосом.

На старые сценические площадки Москвы возвращается театральная жизнь  фото

Обитель культуры

Сцена — это не только театры. Дома культуры — уникальное явление времен СССР. Каким был досуг советского труженика после войны? Кино, футбол, и, конечно, ДК — здесь и на великих смотрели, и себя в самодеятельности показывали. Сейчас в Москве дома культуры получают вторую жизнь: например, теперь в афише легендарного ДК им. Горбунова, помимо концертов, можно найти спектакли для детей и цирковые представления. Как новенькие стали ДК «Маяк» в Чертаново Южном и «Северный» в одноименном районе. И это не только бетон и техника, но и десятки новых кружков и секций. В возрожденном ООЦ им. Моссовета, помимо зала почти на 700 мест, теперь есть зоны коворкинга, киберспорта, площадки для занятий танцами и гимнастикой. Формула многофункциональности заложена и в новые ДК — «Кленово», «Михайловское», «Полярный».

«Театры — одна из визитных карточек Москвы. Классические пьесы и экспериментальные постановки. Известные актеры и новые имена. Глубокие размышления и безудержное веселье. Наслаждаясь игрой актеров, мы редко задумываемся над тем, что современный театр — это сложнейшая техническая машина. А каждый успешный спектакль — это сплав режиссерского мастерства, актерского таланта и новейших технологий», — прокомментировал мэр Москвы Сергей Собянин.

Не через тернии

Любой хореографический или театральный коллектив может подать заявку в городской Департамент культуры на присвоение звания. Таковых несколько (например, «Московский городской творческий коллектив»), они дают право на льготы. Также для учащихся творческих школ и колледжей ежегодно проводится конкурс грантов мэра Москвы. Приблизиться к большой сцене поможет Московский продюсерский центр. А театральное пространство «Арт-платформа» в Новом Манеже позволяет частным труппам создавать свои постановки на особых условиях.

Хотите порепетировать с друзьями и коллегами или, скажем, провести вечер сценического экспромта? Не проблема. Для вас — проект «Вместе с культурой», который позволяет арендовать площадку у города. Найти помещение можно на портале mos.ru: зайдите в раздел «Услуги», подраздел «Культура, спорт, отдых», выберите опцию «Аренда городских пространств».

Горожанам старшего возраста, которые любят театр так, как любила его героиня Татьяны Дорониной в фильме «Старшая сестра», также найдется место не только в зрительном зале, но и на подмостках. Проект «Московское долголетие» на занятиях в театральных студиях знакомит участников с основами сценической речи, актерским мастерством, развивает пластику. Всего по городу — более 150 таких групп и клубов.

Театр будущего

К 2030 году планируют обновить все столичные подмостки, где это необходимо. Активно строятся и новые: по задумке, залы в них должны не простаивать в ожидании подходящего формата, а сами адаптироваться «навстречу», под задачу. Именно таким будет Малый концертный зал на 2 тыс. мест в обновленном «Олимпийском» — здесь хотят проводить даже водные шоу. В пять раз больше зрителей примет концертный зал в Нагатинской пойме. Он станет «старшим братом» многофункционального зала «Москва» в парке развлечений «Остров мечты». Ну а легендарный Дворец культуры «Серп и молот» превратится в арт-квартал, где также не забудут про сцену.

Посмотреть осеннюю афишу московских спектаклей и купить билеты онлайн можно по ссылке.

Читайте также

Фильтр