«Мыло серо, да моет бело»: как француз Брокар наладил массовое производство мыла в Российской Империи

Российская парфюмерная индустрия начала формироваться во второй половине XVIII века как часть фармацевтики: духи производились и продавались в аптеках, да и пользовались ими исключительно высшие слои общества. В XIX веке появились уже первые отечественные духи фабричного производства. Но настоящий бум этого ароматного дела в нашей стране произошел тогда, когда некий житель Москвы Генрих Афанасьевич Брокар решил заняться духами и мылом не только для аристократов, а вообще для всех. Правда, настоящее имя Генриха было Анри, и он был родом из Франции. Но как же Брокар оказался в Москве? Почему именно его продукция снискала успех не только у московской, но и у российской публики?

Реклама мыла Товарищества Брокара и Ко, архив

В разных источниках фигурирует разная дата рождения Анри Брокара: указывают и 1836, и 1837, и 1839 год. Но совершенно точно известно, что он родился в Париже, в семье французского парфюмера и бизнесмена Атанаса Брокара, который владел своей лавкой на Елисейских полях. В те годы Франция переживала сильный экономический рост: постоянно открывались новые предприятия, появлялись крупные игроки на рынке. Не стала исключением и парфюмерная индустрия, где крупные фабрики и поставщики продукции стали подминать под себя более мелких бизнесменов. Атанас решает, что тягаться с ними у него не хватит сил, и решает вместе с семьей переехать в США.

В середине XIX века Соединенные Штаты не были ведущей мировой державой, а, наоборот, «краем земли», куда ехали за новой жизнью люди со всего света, в том числе и из Европы. По задумке Брокара-старшего, в Америке его бизнесу будет в разы проще: нет такой сильной конкуренции, как во Франции, а у американцев есть деньги. Увы, стратегия занять новый рынок и обогатиться не сработала, поскольку парфюмерная продукция, как выяснилось, местных жителей интересовала мало. Уже в 1850 году Атанас решает вернуться во Францию, а его сын Анри, поуправляв некоторое время производством и постигнув азы семейного дела, принимает решение ехать в Россию. Прибыв в Москву в 1861 году, Анри Брокар устраивается работать парфюмерным лаборантом к знакомому своего отца, тоже французу Константину Гику. В России Анри становится Генрихом Афанасьевичем — по тогдашнему негласному правилу, иностранцев было принято звать на русский манер.

«Мыло серо, да моет бело»: как француз Брокар наладил массовое производство мыла в Российской Империи  фото

Брокар проработал у Гика около четырех лет. В это время он женился на Шарлотте Равэ, дочери бельгийского бизнесмена, тоже живущего и работающего в Москве. Есть версия, что Генриха привлекла не столько красота юной девушки, сколько капитал ее отца. Чтобы обставить столь выгодный брак, необходимо тоже было быть состоятельным ухажером. Брокар находит выход: он продает французской парфюмерной фирме «Рур Бертран» собственноручно разработанную эссенцию за 25 тыс. франков. Брак состоялся, а те самые 25 тыс. стали первоначальным капиталом, на которые Генрих Афанасьевич решил открыть свое дело. Был это все же брак по расчету или искренняя любовь, мы уже, вероятно, не узнаем. Однако именно Шарлотта сыграла в судьбе Брокара ключевую роль.

В отличие от мужа, Шарлотта прекрасно знала не только русский язык, но и тогдашнюю московскую патриархальную публику. Богатые москвичи из высших слоев общества привыкли заказывать косметику напрямую из Франции, простая же публика для еженедельного посещения бань пользовалась золой или щелоком, покупать мыло для них было дорого. Шарлотта подсказала своему мужу, что, во-первых, нужно ориентироваться на производство дешевого мыла, доступного всем, а во-вторых, заняться производством детского мыла. Впоследствии именно она разрабатывала дизайны упаковки и этикеток, придумывала рекламу, вела делопроизводство и многое другое.

«Мыло серо, да моет бело»: как француз Брокар наладил массовое производство мыла в Российской Империи  фото

Первое собственное производство Брокар с женой открыли в 1864 году. Под фабрику были выкуплены и переоборудованы бывшие конюшни Фаворских в Теплом переулке. Изначально работало всего три сотрудника: сам Генрих Афанасьевич, его помощник Алексей Бурдаков и некий рабочий Герасим. Оборудование было скромным и состояло из плиты, нескольких кастрюль и каменной ступки. Это позволяло выпускать от 60 до 120 кусков мыла за день, которое сами же мыловары развозили по заказчикам. Любопытно, что зарегистрировать свое производство оказалось не так просто, поскольку в тогдашних законах не было такой официальной деятельности, как парфюмерия или мыловарение. Выход был найден оригинальный: фирму оформили как «фельдшерский цех».

И если поначалу дела шли не слишком хорошо, то после совета Шарлотты сделать ставку на детское и доступное мыло пришел успех. Первым популярным продуктом, прославившим фамилию Брокара, стало мыло «Детское». На кусочках недорогого, но качественного мыла ставились оттиски с буквами русского алфавита. Многие из покупателей потом признавались, что учили азбуке своих детей именно с помощью этого гигиенического средства. Вскоре номенклатура товаров расширилась: стали выпускаться сорта мыла в виде зверушек, которых с неменьшим удовольствием покупали родители для своих детей. Для взрослой публики появилось «Медовое», «Кокосовое», «Янтарное», «Греческое», «Розовое» и «Шаром», чью рецептуру разработал отец Брокара. Впрочем, и фигурное мыло для взрослых тоже было: «Огурец» в виде зеленого огурца. Чаще к мылу в виде фигурок крепилась небольшая веревочка, чтобы их можно было подвесить на рождественскую или новогоднюю елку.

«Мыло серо, да моет бело»: как француз Брокар наладил массовое производство мыла в Российской Империи  фото

Но самым популярным мылом стало «Народное». Его цена составляла всего одну копейку, что было невероятно дешево, его могла позволить себе даже городская беднота. Кроме того, оно массово завозилось на деревенские ярмарки, благодаря чему мыло вошло в массовое потребление среди крестьян.

С 1865 года Брокар стал участвовать в выставках, где его продукция получала высокую оценку. Но вместе с популярностью пришла и беда: мыло стали массово подделывать. Чтобы защитить свою продукцию, Генрих Афанасьевич обратился в Департамент торговли и Министерство финансов, где для него была утверждена специальная этикетка, которой маркировались все подлинные товары бренда. Такое было впервые в Российской империи.

«Мыло серо, да моет бело»: как француз Брокар наладил массовое производство мыла в Российской Империи  фото

Производство росло. Обороты фирмы позволили Брокару перенести фабрику из Теплого переулка сначала на Зубовский бульвар, а в 1866 году — в дом Соколова на Пресне. Вскоре будет закуплена паровая машина, а в 1869 году за Серпуховскими воротами, на углу Арсеньевского переулка и Мытной улицы, построят огромную фабрику. Она впоследствии будет запечатлена на фирменных этикетках и рекламе Брокара.

Но Генрих Афанасьевич помнил, что по профессии он парфюмер. И хотя его мыло было невероятно популярно в народе, он хотел заниматься косметикой и парфюмерией. Вскоре ему это удастся, а кроме того, парфюмерное наследие Брокара переживет и его самого, и Советский Союз. Но об этом в следующий раз.

Роман Голосов

Читайте также

Фильтр