Мыло из оливы: как превратить свой интерес к Востоку в компанию с миллиардной выручкой

Превратить хобби в бизнес легко, примеров хватает. Но сделать свою страсть уделом не узкого круга приверженцев, а достоянием широких масс — уже сложнее. Втереться в доверие к рядовому покупателю без мыла не получится. А с мылом, тем более алеппским мылом, сохраняющим свою рецептуру на протяжении как минимум двух тысяч лет? Выпускники Института востоковедения РАН Алексей Смирнов и Константин Страчук рискнули и не проиграли — сегодня основанная ими GSS Cosmetics ежегодно предлагает свыше 20 млн единиц продукции высокого качества как потребителям, так и партнерам. О том, как это удалось, рассказывает генеральный директор этой компании Евгения Симакова.

Мыло из оливы: как превратить свой интерес к Востоку в компанию с миллиардной выручкой, фото

Директор компании GSS Cosmetics Евгения Симакова

Краеугольный кусок

Ровно 20 лет назад увлеченные востоковеды, путешествуя по Сирии, Иордании и другим странам этого региона, познакомились с древним алеппским мылом. Это древнее и эффективное средство навело их на мысль о совместном бизнесе: делиться своими знаниями о мудрости Востока через массовый продукт — это гораздо проще и доступнее, чем организовывать различные семинары и вести просветительскую деятельность. К слову, точно так поступили в XI веке крестоносцы, привезя в Марсель это самое средство — кусок мыла заложил фундамент всей современной культуре чистоты и дал старт развитию парфюмерного производства в Европе.

«До сих пор Roger & Gallet — старейшие парфюмерные фабрики Франции — и другие известные производители варят то самое алеппское мыло, лишь добавляя в него ароматические масла, — рассказывает Евгения Симакова. — И мы следуем старинному рецепту, что весьма несложно: всего пять часов варки оливкового и лаврового масел с содой, и продукт готов. Он подходит и для тела, и для стирки — почти как хозяйственное мыло, только, в отличие от него, алеппское мыло не сушит кожу, устраняет зуд и раздражение и в целом комфортно воздействует на кожу».

Выпускать такое мыло для россиян партнеры стали под маркой Zeitun — «оливка» в переводе с арабского и многих других языков ближневосточного региона. Зарегистрировали его в России, а вот производить и мыло, и другие натуральные средства стали в Иордании и Сирии. Но несмотря на грандиозность затеи, на первых порах это была все же нишевая продукция для узкого круга знатоков и ценителей. Еще через пять лет удалось открыть небольшую фабрику в Москве, где начали изготовлять восточную косметику ручным способом. А распространять — через интернет, причем весьма успешно.

И эти навыки онлайн-торговли сыграли на руку в пандемию — в ковидный локдаун основатели компании не только преуспели с продажами средств гигиены, благодаря чему взлетел бренд Zeitun, но и оперативно наладили производство санитайзеров. Они вовремя закупили в больших объемах спирт и необходимую упаковку — в этом фармпроизводители и косметические гиганты оказались неповоротливее.

Заработанные в этот период средства владельцы GSS Cosmetics тут же пустили на расширение производства — построили в подмосковном Пушкино завод площадью почти 10 тыс. кв. м, оснастив его передовым оборудованием. Это позволило не только нарастить объемы своего флагманского бренда, запустить ряд новых продуктов и выйти в открытую розницу, но и предложить другим игрокам парфюмерного рынка услуги контрактного производства. А рынок в ответ потребовал гораздо больше, чем могла в тот момент дать компания — такие трудности грозили принести немалые убытки.

Перепахать и выиграть

В этот момент в GSS Cosmetics пришла Евгения Симакова, за плечами которой был колоссальный опыт работы в Natura Siberica. Отвечая в первое время за производство, она выполняла обязанности и операционного директора компании: занималась закупками и новыми разработками. Еще через полгода взяла под контроль продажи, ИТ-отдел и прочие службы. Для этого ей пришлось пересмотреть и перестроить здесь почти все бизнес-процессы. К примеру, она буквально перепахала отдел RnD, собрав команду из 11 лучших в своем классе химиков.

«Теперь мы можем сделать все что угодно, — заявляет руководитель. — К примеру, мы разработали такой блеск для губ ведущему визажисту России, что она лично прислала нашему технологу благодарственное письмо».

Мыло из оливы: как превратить свой интерес к Востоку в компанию с миллиардной выручкой  фото

Более того, блески, а также пудры компании стали выигрывать тендеры и конкурсы на поставку и другим заказчикам. Так, компания Skinjestique, отличающаяся на отечественном b2b-рынке одними из самых сложных ТЗ на косметику и оттого преимущественно размещавшая заказы в Корее, теперь переключилась на разработки GSS Cosmetics. Появились у команды Симаковой и партнеры из суперпремиального сегмента со средствами за 18–20 тыс. руб. за штуку. Очевидно, что GSS Cosmetics вступила в свой новый, более интенсивный этап развития.

«С 2023 года мы растем на 40% ежегодно, запустили новый бренд “Кудрявый метод” и ряд других продуктов, плюс производим для 150 компаний СТМ на нашей площадке, — поясняет Евгения Владимировна. — Сегодня уже налажены все производственные процессы, контроль качества и планирования, мы можем гибко реагировать на любой спрос. И если два года назад, в начале перемен, выручка компании составила 800 млн руб., то сейчас мы уверенно движемся к двум миллиардам».

На эти результаты отреагировали и собственники компании, в августе 2025 года назначив Евгению Симакову генеральным директором GSS Cosmetics.

Авторский подход

Сегодня в портфеле собственных брендов компании 50% занимает Zeitun — натуральные средства из традиционных восточных ингредиентов с инновационными компонентами. Значительная доля приходится на новый «Кудрявый метод» с его уникальными рецептурами для уменьшения пористости кудрявых волос и обеспечения им упругого завитка — оказывается, с помощью косметики и это можно сделать. Еще пока небольшой процент у бренда Beautific, но у него уже пошли вверх продажи двух новинок, средств для атопичной кожи и против прыщей.

«Но наши бренды — это половина выпускаемой продукции, у нас еще, напомню, 150 партнеров, для которых мы ежемесячно разрабатываем и изготавливаем от 40 до 60 новинок, — добавляет руководитель компании».

Для работы с этой категорией продукции в компании с приходом Симаковой стали применять авторский подход — Smart СТМ. Это не слепое следование заказу, а совместный поиск наиболее адекватной компании ниши и соответствующего продукта, который наиболее полно отвечает позиционированию самой компании. Как пример, работа с ювелирным брендом Sokolov.

«Вместе с командой бренда мы создали средства для полировки ювелирных изделий — то, что покупатель с большей вероятностью возьмет в корзину с кольцом или цепочкой, за которыми он и приходит именно сюда, — рассказывает Евгения Симакова. — Мы разработали такой продукт и придумали для него упаковку, в сети Sokolov их протестировали, и в итоге сегодня бренд Sokolov занимает на общем рынке чистящих средств для ювелирных изделий 25%, а на Озоне — 65%».

Также для сети секонд-хендов в GSS Cosmetics придумали освежители и ополаскиватели для подержанных вещей. А для известного фитнес-холдинга предложили оригинальную линейку клубных подарков, часть из которых пойдет в розницу. В каждом случае такое решение сопровождалось примерно таким восторгом заказчика: «О, это то, что мы хотели, но не знали, как сделать!» — так или иначе, но в этом и заключается суть Smart СТМ.

«В этом мой основной принцип, а теперь и компании GSS — пойти туда, куда еще никто не ходил. Так, мы сейчас уже реализуем проект с аэрозолями: все боятся, а мы делаем. На российском рынке всего шесть компаний, которые выпускают эту продукцию, но — по типовым, дешевым рецептурам и при минимальной партии в 200 тыс. штук. У нас — любая уникальная рецептура и заказ от 1000 штук, — рассказывает гендиректор. — Еще мы поставили линию по производству пудры и получаем лицензию на спирт: в России из 1804 компаний с кодом ОКВЭД 20.42 «Производство косметики» только 26 имеют спиртовые линии, но они работают на устаревшем оборудовании и опять-таки с огромными минимальными партиями. Мы же готовимся реализовать любой парфюмерный каприз даже в небольших объемах».

Опережая рынок

При этом не всегда GSS Cosmetics идет в русле рынка — чаще его опережает. К примеру, сегодня компания выпустила довольно широкую линейку стиков горячей фасовки — солнцезащитных и гидрофильных средств, а также цветных стиков специально для серферов.

«Мы занялись их разработкой еще 2,5 года назад, а сегодня этот тренд охватил почти всю планету. Правда, наш рынок его еще не освоил, мы здесь первые. В мире мало кто может делать так эстетично, в таком объеме и по такой цене: скажем, Shiseido делает подобные стики за 3,5 тыс. рублей, а мы — всего за тысячу, — говорит гендиректор GSS Cosmetics. — Так же мы сейчас задаем тренд на энзимную пудру и пудру для укладки, пудры-маски и пудры-пленки, сухие шампуни. А такого продукта, как гидрофильное мицеллярное желе для снятия макияжа, нет вообще нигде — гидрофильные гели или молоко есть, а желе — нет».

Мыло из оливы: как превратить свой интерес к Востоку в компанию с миллиардной выручкой  фото

Не все, конечно, компания придумывает сама — для этого она внимательно следит за всеми инновации в своей сфере, посещает все ведущие отраслевые мероприятия. Например, на крупнейшую в мире бьюти-выставку China International Beauty Expo, занимающую несколько гектаров и длящуюся всего два с половиной дня, компания высаживает «десант» из 20 специалистов, каждый из которых отсматривает свой сегмент.

«При всем разнообразии новинок мы, благодаря своей интуиции, понимаем, что может выстрелить, а что нет. И даже следуя трендам, мы создаем уникальные рецептуры при неуникальных ингредиентах — с таким сырьем любой производитель может создать похожий продукт. Другое дело, что именно наши разработки делают его оригинальным в своем роде, — поясняет Евгения Симакова».

Искра карьеры

Для такой работы требуется и оригинальная команда. Помимо уже упомянутого отдела RnD, новому директору GSS Cosmetics пришлось пересматривать не только другие структуры, но и собственные принципы работы с коллективом.

«Раньше я считала, что могу работать со всеми, кто не приколочен — мне часто отдавали тех, кто слаб в других отделах. И я умудрялась всем находить применение. Но сейчас, выстроив все процессы в компании, понимаю, что была не права — невозможно работать с теми, кто чего-то не умеет и не хочет этому учиться, если работа для него — лямка, — признается Евгения Владимировна. — Надо понимать, что работа — такая же жизнь, здесь также можно и нужно самовыражаться, получать удовольствие и достигать каких-то результатов. Хорошая команда — это люди с искрой, которым интересно, и они не боятся ответственности. И собрать такую, которая станет единым, слаженным механизмом, мне здесь еще предстоит».

Тем не менее в GSS Cosmetics сложилась своя корпоративная культура, основанная на дружбе, открытости и взаимопонимании. Есть здесь и прекрасные возможности для карьерного роста и учебы.

Мыло из оливы: как превратить свой интерес к Востоку в компанию с миллиардной выручкой  фото

«Наш коммерческий директор устроился в компанию четыре года назад простым менеджером — 20-летний парень пришел тогда всего на один проект, а сейчас отвечает за весь маркетинг. RnD-директор тоже начинала обычным технологом. Но главное — все эти люди буквально горят своим делом, им важно расти как профессионалам. У нас и финансовый директор постоянно учится, отвечает сегодня за всю аналитику в компании и осваивает для этого нейросети, — не без гордости представляет своих сотрудников гендиректор».

Не удивительно, что с таким подходом GSS Cosmetics за несколько последних лет из нишевой компании превратилась в одного из крупных производителей страны, входящих в топ-50 отечественного рынка косметики. И — нацелилась на соседние рынки: в ближайших ее планах освоение Казахстана, далее — Арабские Эмираты, вслед за которыми она начнет присматриваться и к Индии, до этого выступавшей лишь поставщиком сырья для GSS Cosmetics.

Традиции & инновации

Помимо внешней экспансии, будет расширять и ассортимент компании. Так, российского потребителя в ближайшее время ожидают новые коллекции Zeitun — первыми под этим брендом выйдут маски в премиальной упаковке, с суперактивными ингредиентами и мгновенным эффектом. При такой инновационной технологии средства сохранят свою традиционную и натуральную рецептуру: классические восточные отдушки, экстракт дамасской розы, экстракт черного тмина и многое другое.

А марка «Кудрявый метод» пополнится специальными оттеночными продуктами для кудрявых волос.

«Это ниша с очень разборчивыми клиентами, у которых очень высокие запросы, и ни один еще производитель красок для них пока ничего не сделал. Мы будем тут первыми и, уверена, добьемся здесь хороших результатов», — отмечает Евгения Симакова.

Еще одна новинка «Кудрявого метода» порадует родителей кудрявых детей — теперь расчесывание их шевелюры облегчит специальное средство, проверенное на самых запущенных колтунах.

Пополнение ожидается и в линейке средств для животных I Love My Pet — GSS Cosmetics тот редкий производитель, который выпускает для питомцев этичный бренд с честными составами. Здесь стоит отметить, что разработчик этих средств для такой работы училась на грумера и изучала психологию собак. Но теперь здесь помимо столь редких на нашем рынке средств для котов-сфинксов появятся еще средства для грызунов и лошадей. К слову, деньги, выручаемые от продажи продуктов этого бренда, позволяют компании поддерживать приюты для животных и помогать организаторам различных фестивалей и выставок.

«Но все-таки наш приоритет — люди. Это проявляется и в кадровой политике компании: у нас максимальная открытость и доверительные отношения со всеми сотрудниками. Все и все в доступе, если чего-то не хватает, мы идем навстречу, но главное — самому проявить инициативу», — подчеркивает глава GSS Cosmetics.

Читайте также

Фильтр