Существование разного рода подземных туннелей в Москве давно не секрет. Например, еще с XVIII века известно о существовании тайного подземного хода между Новоспасским монастырем и Таганской тюрьмой. Кроме того, ряд небольших рек убраны в кирпичные туннели, в которые регулярно проникают московские диггеры. Однако впервые о строительстве специальных подземных бункеров для населения городов и правящих элит впервые задумались только после Первой мировой войны 1914-1918 годов. Подходило для этих целей и метро, особенно если оно было достаточно глубокого заложения. Как раз в 1935 году открылась первая линия Московского метрополитена, и ряд источников утверждает, что в те же годы там появился первый секретный правительственный объект. В рамках строительства второй очереди предусматривалась станция «Советская», которая бы расположилась между «Театральной» (тогда именовавшейся «Площадью Свердлова») и «Маяковской». Но «Советская» так и не была открыта: по указанию Иосифа Сталина там разместили оборудование для штаба государственной обороны. Сейчас считается, что станция своих функций не выполняет, а длинный перегон между «Театральной» и «Маяковской» разделили только в 1979 году.

Работа в тоннеле станции «Охотный Ряд», 1934 год
В годы Великой Отечественной войны московский метрополитен действительно послужил убежищем для многих жителей нашего города во время страшных бомбардировок 1941 года. А 6 ноября того же года на станции «Маяковская» прошло торжественное заседание, посвященное XXIV годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, на котором выступил сам Сталин. Случайных слушателей там не было, гости приехали по специальным приглашениям, для остальных москвичей станцию закрыли еще 5 ноября, и поезда проезжали ее без остановки. Впрочем, у Иосифа Виссарионовича был свой специальный бункер, который построили в Кунцево. Убежище снабдили лифтом, системой перекрытий из чугунных рельсов, а кроме того, в нем было несколько коридоров, чтобы вождь случайно не столкнулся с обслуживающим персоналом. В 1953 году, как раз из-за существования этого бункера, был сооружен участок от «Площади Революции» до «Киевской», причем он был гораздо глубже заложен, чем обычно. Но настоящая история спецподземки начнется лишь в 1960-е годы.

«Выступление И. В. Сталина на торжественном собрании, посвященном XXIV годовщине Великой Октябрьской социалистической революции», Ираклий Тоидзе, 1947 год
Считается, что начало строительства первой линии специальной подземной дороги началось где-то в конце 1950-х годов и было завершено в 1967 году. Некоторые источники утверждают, что часть участка была запущена раньше. Полная же длина готового участка составила 27 километров. Она состоит примерно из 6-7 станций: «Кремль», «Библиотека им. Ленина» (хотя возможно, что это и есть станция «Кремль»), «Академия ФСБ», «Академия Генштаба», «Раменки», «Солнцево» и «Аэропорт Внуково-2». С этой линией связано несколько интересных моментов. Во-первых, если сегодня посмотреть на туннель от «Спортивной» до «Университета», то можно заметить еще один слева. Официально это оборотный тупик для поездов, но есть неподтвержденная информация, что линия этого туннеля уходит дальше и упирается в закрытые железные ворота — якобы это единственное соединение между обычным метро и спецподземкой. Во-вторых, за Академией Генштаба, в Тропаревском парке, можно увидеть вентиляционные шахты, а в самом здании существуют лифты для спуска в подземку. В-третьих, по данным Минобороны США, одна из станций спецподземки располагается под резиденцией бывшего генсека и первого президента СССР Михаила Горбачева. Ну и в-четвертых, предполагается, что к концу 1980-х эту линию удлинили до военных бункеров в Одинцово-10 (Власиха) и Голицыно-2 (Краснознаменск). Все это крайне спорная и непроверенная информация, а вот к данным Минобороны США мы еще вернемся.

Схема московского метрополитена, 1967 год
Вторая линия спецподземки закончена в 1987 году. Предполагается, что ее длина составляет целых 60 километров. Она соединяет Кремль, проходит через Видное и заканчивается в правительственном пансионате «Бор», где, по слухам, находится запасной командный пункт Генштаба. По тем же слухам, линия может уходить куда-то за город Чехов. Некоторые также обращают внимание на непонятный переход на станции «Третьяковской», закрытый рольставнями. Куда ведет этот переход, неизвестно, но утверждается, что именно в спецподземку. Доказательств, как обычно, нет. Как можно видеть, сказать об этой линии можно мало, а вся информация в открытых источниках остается или слухами, или домыслами. Примерно то же самое можно сказать и про третью линию: она ведет от Кремля через Лубянку, возможно, Большой театр, и доходит до штаба ПВО на Мясницкой улице и до Центрального командного пункта ПВО в поселке Заря. Опять же, ряд источников указывают, что на третьей линии может быть станция у «Красных ворот», аргументируя это тем, что там еще со сталинских времен располагается огромный бункер. Ну и самая «секретная» четвертая линия — ее строительство должно было начаться в 1997 году от станции «Смоленская», проходить через «Парк Победы», затем через Осенний бульвар и заканчиваться правительственным бункером в поселке Барвиха. Предполагается, что ее должны были построить исключительно под президента Бориса Ельцина, но никакой, даже малейшей, подтвержденной информации о ней нет.

Одна из предполагаемых схем спецподземки
Так как же все-таки устроена спецподземка? Считается, что она однопутная, поскольку поезда ходят только в один конец и не предполагают массовую перевозку пассажиров. Привычный для обычного метрополитена контактный рельс отсутствует, сами рельсы углублены в бетон, диаметр туннелей совпадает с обычным. По ним перемещаются контактно-аккумуляторные электровозы типа Л, дизель-поезд ДПС-01 и рельсовый автобус РА1. Существует мнение, что утопленные рельсы позволяют проехать по ним обычным микроавтобусам, как по автомобильной дороге. В мирное время по спецподземке перевозят обычные грузы и обслуживающий персонал, и правительство им не пользуется. В военное же время оно доставляет высших государственных лиц и высокопоставленных военных в специальные командные центры, к которым эти ветки якобы и проложены. Кстати, официально станции не имеют никаких названий и никак не оформлены.

Контактно-аккумуляторный электровоз Л
А теперь вернемся к тем самым данным Минобороны США. В 1991 году оно опубликовало отчет «Военные силы в переходный период» (Military forces in transition), в котором уделило несколько страниц спецподземке. В отчете утверждалось, что советская власть построила несколько командных пунктов под землей и соединила их сетью специальных линий подземного метро для быстрой эвакуации лидеров страны. Там же говорилось о бункерах на глубине 200-300 метров, в которых помещалось бы примерно 10 тысяч человек. Все бы ничего, однако данные были собраны на основании публикаций в советской прессе конца 1980-х годов. Именно тогда, в перестроечные годы, о спецподземке впервые начали писать в наших газетах. А в 1992 году в журнале «Юность» был опубликован рассказ писателя Владимира Гоника «Преисподняя», и с тех пор считается, что именно он придумал название «Метро-2». Впрочем, часть информации о старых бункерах времен 1930-1960 годов действительно была рассекречена, и достоверно известно лишь о так называемых «объекте № 100» и объекте «Ветка», где действительно существуют одноколейные маршруты для передвижения.

Карта «Метро-2», опубликована в Military forces in transition. Department of Defence, 1991 год
Какие можно сделать выводы? Действительно, система связи между определенными военными объектами под землей существует. В годы Холодной войны при непосредственной ядерной угрозе было бы логично построить нечто такое на экстренный случай, чтобы обеспечить эффективное командование вооруженными силами. Но из скольких она состоит линий, используется ли сейчас, в каком состоянии находится — никаких достоверных данных на этот счет нет. Так что да, пресловутое «Метро-2» не совсем городская легенда. Но вокруг этого объекта сложилось очень много мифов, большинству из которых доверять не стоит.
Роман Голосов