Михаил Лазарев — открыватель новых земель

Михаил Лазарев — открыватель новых земель, фото

Михаил Петрович Лазарев и Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен

Одна из улиц Южного Бутова названа в честь адмирала Лазарева. Вместе с Фаддеем Беллинсгаузеном он был руководителем первой русской антарктической экспедиции, которая до сих пор остаётся одной из самых славных в истории мореплавания. Она завершилась триумфом благодаря решимости моряков и вопреки спешке и просчётам при подготовке.

С чего всё начиналось

Кому принадлежала идея организовать экспедицию в южные воды, доподлинно неизвестно, но считается, что она могла возникнуть одновременно у нескольких человек. Первые упоминания о подготовке похода встречаются в декабре 1818 года в переписке знаменитого мореплавателя Ивана Крузенштерна с тогдашним морским министром Иваном де Траверсе.

Довольно быстро идея превратилась в конкретный план. Первым кандидатом в командиры, конечно, был сам Крузенштерн, но он отказался от этого предприятия из-за серьёзной болезни глаз. Затем по разным причинам отпали ещё несколько кандидатур, и в итоге руководителями были избраны капитан 2-го ранга Фаддей Беллинсгаузен и лейтенант Михаил Лазарев. Последний, несмотря на молодость (ему был всего 31 год), к тому моменту уже успел принять участие в войне со шведами и Отечественной войне 1812 года, а также совершить кругосветное путешествие.

Как не надо готовить экспедицию

Крузенштерн настаивал на тщательной подготовке плавания, но де Траверсе был заинтересован в скорейшей отправке кораблей на юг. В феврале 1819 года морской министр заручился поддержкой императора Александра I, и этот фактор оказался решающим. В конечном счёте экспедицию снарядили всего за несколько месяцев, хотя Крузенштерн и пытался сдвинуть начало похода на 1820 год.

Спешка при подготовке впоследствии не раз сыграла отрицательную роль — в основном из-за того, что выбранное для экспедиции судно «Восток», которым руководил Беллинсгаузен, плохо подходило для путешествия во льдах Антарктики. Шлюп «Мирный» под командованием Лазарева в суровых условиях показал себя гораздо лучше, но был медленнее «Востока». Лишь благодаря мастерскому руководству лейтенанта корабли почти не разлучались во всё время плавания.

Вызов Джеймсу Куку

Экспедиция стартовала 4 июля 1819 года (по старому стилю), когда «Восток» и «Мирный» вышли из Кронштадта. Перед исследователями стояла серьезная задача — проверить выводы английского мореплавателя Джеймса Кука, который первым пересек Южный полярный круг в 1773 году. Его заключение было вполне определённым — материка там или не существует, или к нему невозможно подойти из-за льдов. «Смело могу сказать, что ни один человек никогда не решится проникнуть на юг дальше, чем это удалось мне», — писал Кук. Русские моряки дерзнули бросить ему вызов.

Первой остановкой на долгом пути стал Копенгаген. Там предполагалось принять на борт двух немецких учёных (которые, кстати, оказались бы единственными иностранцами в составе экспедиции), но в последний момент они всё же предпочли остаться на берегу. Моряки ещё долго жалели, что из-за немцев ранее отказали двум русским студентам, желавшим принять участие в плавании.

Затем корабли дошли до Портсмута, где простояли около месяца. За это время были закуплены незаменимые в любом дальнем плавании инструменты: хронометры, телескопы и секстанты производства британских мастеров, которые нельзя было достать в России. Кроме того, команда пополнила запасы провизии, в том числе консервов.

На борту «Востока» и «Мирного» был и особый груз — бусы, зеркальца, ткани и прочее «добро», которое мореплаватели взяли для жителей Океании. Моряки не исключали, что им придётся налаживать контакт с туземцами, поэтому запасли подарки заранее.

После был взят курс на юг. Короткая остановка на Тенерифе, затем переход через Атлантику — и в начале ноября «Восток» и «Мирный» прибыли в гавань Рио-де-Жанейро. Перед самой сложной и ответственной частью пути команде требовался отдых. Суда простояли на якоре около трёх недель, и наконец 22 ноября моряки покинули тёплые бразильские берега.

Михаил Лазарев — открыватель новых земель  фото

А мы пойдём на юг

Шлюпы взяли курс на остров Южная Георгия и Землю Сандвича, впервые найденную во время экспедиции Кука. По пути Беллинсгаузен и Лазарев сделали собственные открытия: на карту нанесли группу островов, которую назвали в честь министра де Траверсе — так называемый архипелаг Траверсе.

В конце декабря они наконец добрались до Земли Сандвича. Выяснилось, что это целая группа островов, а не один, как считалось ранее. Архипелаг получил новое название — Южные Сандвичевы острова.

Между тем по мере продвижения на юг температура сильно падала — по пути стали попадаться льдины с колониями пингвинов, а на палубах решено было установить печки для обогрева команды. Новый 1820 год моряки встретили в противостоянии с метелью и в условиях практически нулевой видимости. Несмотря на трудности, «Восток» и «Мирный» продолжали свой путь и 15 января впервые в истории русского флота пересекли Южный полярный круг. Почти тогда же исследователи приблизились к Антарктиде, но не опознали материк из-за плохих условий видимости. Подойти ближе мешали толщи льда. В итоге в начале марта Беллинсгаузен все же решил пополнить запасы провизии и дать отдых команде. Суда направились в Сидней и достигли его к концу месяца.

Опасная зима

На берегу был проведён ремонт кораблей, а в Антарктике тем временем началась зима, и продолжать экспедицию в таких условиях не имело никакого смысла. 7 мая оба шлюпа снялись с якоря, направившись в тропическую часть Тихого океана. В ходе плавания к востоку от Таити был открыт целый ряд островов, которые были названы именами прославленных соотечественников той эпохи. Познакомились моряки и с местными племенами. В первой половине сентября «Восток» и «Мирный» вернулись в Сидней и стали готовиться к новому штурму Антарктики.

Долгожданная земля

31 октября оба шлюпа покинули стоянку в заливе Порт-Джексон. Продвигаясь на юго-восток, к концу ноября участники экспедиции достигли первых айсбергов. Тогда же они возобновили попытки достичь берегов неизведанного континента, но пробиться дальше к югу по-прежнему мешали льды. Ситуация осложнялась тем, что у «Востока» вскоре после выхода из Сиднея открылась течь, и из трюма приходилось постоянно откачивать воду. Лишь 10 января 1821 года с кораблей заметили долгожданную землю — это оказался скалистый остров, названный именем Петра I.

Спустя неделю был открыт берег Александра I. «Я называю обретение сие берегом потому, что отдалённость другого конца к югу исчезала за предел зрения нашего», — писал Беллинсгаузен. Высадиться туда не удалось. Вплоть до 1940 года берег, а точнее Земля Александра I считалась частью Антарктиды, а потом было доказано, что это остров. Затем Беллинсгаузен решил обследовать Южные Шетландские острова, открытые незадолго до этого британцами. В том районе русские моряки сделали ряд собственных открытий, после чего «Восток» и «Мирный» отправились в обратный путь. 24 июля Беллинсгаузен и Лазарев с триумфом вернулись в Кронштадт. Экспедиция продолжалась 751 день. Первооткрывателей встречал лично император. Их ждали щедрое денежное вознаграждение, ордена и новые звания.

Беллинсгаузену пожаловали чин капитан-командора, а Лазарев, минуя капитан-лейтенанта, был сразу произведён в капитаны 2-го ранга. Впоследствии его ждала головокружительная карьера — с именем Лазарева связывают блестящий подъём русского флота в более поздний период. Впрочем, награждены были не только командиры — остальные участники плавания тоже обижены не были.

Читайте также

Фильтр