Метро в Ясеневе 

Метро в Ясеневе , фото

Станции метро Ясенево

Ясенево вошло в состав Москвы в 1960 году, а метро здесь появилось только через двадцать семь лет. Сегодня район располагает четырьмя станциями: «Тёплый Стан», «Ясенево», «Новоясеневская» Калужско-Рижской ветки и «Битцевский парк» Бутовской ветки. Последняя известна как первая линия лёгкого метро.

Метро в Ясеневе   фото

«Тёплый стан»

Дата открытия: 6 ноября 1987 года
Архитекторы:
Н. И. Шумаков, Г. С. Мун, Н. В. Шурыгина
Скульптор:
В. М. Клыков
Колонная, трёхпролётная, мелкого (8 м) заложения

«Теплый стан» является одним из первых реализованных проектов подземной архитектуры Николая Шумакова, впоследствии он сконструировал не один десяток станций. Главный архитектор «Метрогипротранса», президент Союза московских архитекторов, лауреат авторитетной премии Огюста Перре определил нынешнюю стратегию развития архитектуры Московского метрополитена.

Такой тип трёхпролётных платформ мелкого заложения, сооружённых из сборных унифицированных железобетонных конструкций открытым способом, на профессиональном сленге называют «сороконожками». На станциях 1960-х гг. потолок «несли» ряды из сорока колонн, на станции «Тёплый Стан» их двадцать шесть. Роль наземных вестибюлей выполняют подземные переходы.

В метро, которое проектировали в 1990-е годы, ставка на декоративное разнообразие уже не делалась. Однако авторы проекта вышли из положения, позволив себе вполне изысканное сочетание серого гранита и благородной терракоты в облицовке стен и квадратных колонн. Плитка выполнена по эскизам скульптора Вячеслава Михайловича Клыкова (1939–2006 гг.) слава которого в эти годы только набирала обороты, хотя принёсшая мастеру широкую известность скульптура бога торговли Меркурия у входа в Центр международной торговли к тому времени уже была установлена.

Метро в Ясеневе   фото

«Ясенево»

Дата открытия: 17 января 1990 года
Архитекторы: Н. И. Шумаков, Г. С. Мун, Н. В. Шурыгина, при участии В. С. Воловича
Колонная, трёхпролётная, мелкого (8 м) заложения

Через три года ветка продлевается, и всё тот же творческий коллектив архитекторов во главе с Николаем Шумаковым проектирует станцию «Ясенево» — без особой роскоши, зато просторную.

Сороконожка по 26 цилиндрических колонн с каждой стороны с шагом 6,5 м на этот раз декорирована зеленоватым мрамором и облицована ячеистой металлической плиткой жёлто-зелёного оттенка. На пол лёг серый гранит. Потолок украшен модернистскими светильниками — крестами с шарообразными торшерами. Однако станция «Ясенево» немного отличается от других сороконожек. В отличие от типового проекта, перекрытие собрано из укрупнённых монолитных фигурных элементов, каждый из которых перекрывает все три пролёта от стены до стены.

Павильона станция не имеет, зато у входа стоит скульптурный ансамбль Александра Бурганова. Скульптор, профессор, народный художник РСФСР, член Президиума Российской академии художеств, украсил район монументальной сюитой «Дельтапланеризм», или «Парящими в Ясенево», из двух частей. Скульптура «Полёт» изображает парящих отца и сына. Вторая композиция, повёрнутая спиной к летящим, именуется «Материнством», хотя местные жители придумали изваянию своё название — «Женщина-телевизор».

Метро в Ясеневе   фото

«Новоясеневская»

Дата открытия: 17 января 1990 года
Прежние названия: «Битцевский парк» (до 3 июня 2008 года)
Архитекторы: Н. И. Шумаков, Г. С. Мун, Н. В. Шурыгина
Колонная, трёхпролётная, мелкого (7 м) заложения

В 1981 году были намерения к 1986 году открыть участок «Беляево» — «Ясенево». Но, как это не раз уже случалось с Московским метрополитеном, сроки перенесли. 6 ноября 1987 года заработал участок «Беляево» — «Тёплый Стан». Планы запустить вторую очередь в 1989 году сорвались, и перегон «Тёплый Стан» — «Битцевский парк» с промежуточной станцией «Ясенево» заработал только 17 января 1990 года. В 2008 году станцию «Битцевский парк» переименовали в «Новоясеневскую», «забронировав» прежнее название для строящейся платформы Бутовской линии.

Для «Новоясеневской» архитекторы Николай Шумаков, Галина Мун и Наталья Шурыгина предложили композицию из колонн, облицованных розовым мрамором, путевые стены покрыли тёмно-зелёной ячеистой металлической плиткой. Пол, как и на соседней станции, из серого гранита. Сперва в торцах «Новоясеневская» имела подземные вестибюли. На крыше отделанного серым мрамором южного наземного павильона-ротонды появилась кинетическая композиция «Ноев ковчег» высотой 18 метров, работа скульптора Леонида Берлина (1925 –2001).

Объёмно-пространственную конструкцию с мачтой и парусами, вращающуюся на ветру, мастер посвятил библейскому сюжету. Корабль, населённый животными (верблюд, крадущийся барс, дельфин, конь, слоник) и пионерами, весело водящими хоровод на верхней площадке, возник тут совсем неслучайно. Ещё в начале 1980-х годов городские власти уверенно говорили о строительстве нового филиала Московского зоопарка на территории Битцевского заказника. Попасть туда можно было бы прямо от выхода со станции метро. Но всего этого не произошло.

Более того, из-за низкого пассажиропотока буквально через год закрыл двери и сам павильон. Творение Леонида Берлина в 2012 году демонтировали, состояние его признали неудовлетворительным.

«Ноев Ковчег», однако, не погиб во Всемирном потопе. Были отреставрированы обветшавшие стальные скульптуры, старые паруса и мачты отлиты вновь. Через три года возрождённый к жизни «Ноев ковчег» был водружён на специально построенный постамент в сквере возле новенького двухуровневого наземного вестибюля (со встроенным лифтом для инвалидов), обслуживающего теперь сразу две станции метро — «Новоясеневскую» и «Битцевский парк».

Метро в Ясеневе   фото

«Битцевский парк»

Дата открытия: 27 февраля 2014 года
Проектное название: «Новоясеневская»
Архитекторы: А. Некрасов, Н. И. Шумаков, Г. С. Мун
Художники: В. А. Бубнов, Е. В. Бубнова, В. С. Шапошникова
Односводчатая, мелкого (10 м) заложения

В связи с этой станцией стоит поговорить о лёгком метро, популярность которого набирает обороты. Аналогию обычно проводят с берлинским S-Bahn. Лёгкое метро представляет собой вид регулярного скоростного внеуличного рельсового городского транспорта. По своим характеристикам оно занимает промежуточное положение между классическим метрополитеном и трамваем.

Платформы на станциях высокие, длиной 50-90 метров и шириной 5-8 метров. Нередко линии лёгкого метро располагаются на поверхности или на эстакадах и подвозят пассажиров к аэропортам или даже к станции обычного метро.

«Битцевский парк» отличает от скромных соседних станций новый стиль оформления. Характерные детали — это пол, переходящий в стену, и несимметричный односторонне ориентированный свод; с другой стороны находится высокая путевая стена. И, разумеется, пассажиров веселит художественное оформление станции — панно из закалённого цветного стекла триплекс, посвящённое активному отдыху: катанию на лошадях, прогулке по парку и т. д. Работа художников Е. В. Бубновой и В. С. Шапошниковой, установленная на алюминиевом каркасе, в 2015 году была удостоена премии города Москвы в области литературы и искусства.

Читайте также

Фильтр