Станции метрополитена в Конькове отличают скромность и лаконичность. Экономию при строительстве художники компенсировали в мелочах.
Беляево
Калужско-Рижская линия
Дата открытия: 12 августа 1974 года
Архитекторы: В. Г. Поликарпова, В. И. Клоков, Л. Н. Попов Художники: Дж. Я. Бодниекс, Х. М. Рысин
Колонная, трёхпролётная, мелкого заложения (12 м)
![Метро неправильного четырёхугольника Метро неправильного четырёхугольника фото](http://mr.moscow/wp-content/uploads/2023/05/25-1-2-1024x673.jpg)
«Собственно, не приходится говорить, что такое Беляево и где оно находится. Мне и за границей не приходилось встречать не знающих о нём. Могли не знать Тбилиси. Могли не ведать, где обитается, скажем, Латвия или Люксембург. Но не Беляево. Только уж очень желающие как-то выделиться (…) спрашивают:
— Беляево? Где это?
— Где, где? Где надо, там и есть. Иногда, правда, это имя связывают с маленьким пятачком между двумя выходами из известного одноименного метро», — писал русский поэт и основоположник московского концептуализма Дмитрий Александрович Пригов, обитатель Беляево.
В этом районе жили и работали многие люди искусства: писатель Евгений Попов, художник Борис Орлов, философ Евгений Шифферс… Неправильный четырёхугольник, ограниченный Севастопольским проспектом и тремя улицами, названными в честь академиков, для жизни выбрали также Владимир Сорокин, Тимур Кибиров, Сергей Аверинцев, Альфред Шнитке. Куратор и критик Леонид Бажанов основал в 1986 г. знаковое творческое объединение «Эрмитаж». Здесь, в доме на Профсоюзной улице, художники обрели своё пространство. Выставлялись Илья Кабаков, Эрик Булатов, Эрнст Неизвестный. И сегодня здесь — районная галерея «Беляево».
![Метро неправильного четырёхугольника Метро неправильного четырёхугольника фото](http://mr.moscow/wp-content/uploads/2023/05/25-2-1-1024x668.jpg)
В попавшую в 1960 году в границы Москвы деревню Беляево через четырнадцать лет пришло метро. Простота и бесхитростность архитектуры станции — следствие хрущёвской политики экономии. Никита Сергеевич ещё в 1954 году выступил на Всесоюзном совещании строителей, архитекторов, работников промышленности строительных материалов и проектных организаций с докладом «О широком внедрении индустриальных методов, улучшении качества и снижении стоимости строительства». Внедрялись эти методы и в метростроении.
Платформа «Беляево» представляет собой 52 колонны, облицованные белым мрамором, и стены под светло-кремовой керамической плиткой. В условиях экономии авторы находили выход творческой энергии в разнообразии декоративных металлических вставок.
Латвийские художники Джемс Бодниекс и Хайм Рысин из чеканного алюминия и кованой стали создали композиции на тему русских народных сказок. Среди узоров имеется гравировка с датой открытия станции, фланкируемая фигурами льва и жар-птицы. Латвийский тандем Бодниекс — Рысин, в 1950-е годы работавший на комбинате цветного стекла «Максла», принимал участие в создании легендарных витражей станции «Новослободская». Потом художники подключились к работам по декорированию интерьеров Кремлёвского дворца съездов и павильонов ВДНХ.
![Метро неправильного четырёхугольника Метро неправильного четырёхугольника фото](http://mr.moscow/wp-content/uploads/2023/05/26-2-3.jpg)
Коньково
Калужско-Рижская линия
Дата открытия: 6 ноября 1987 г.
Архитекторы: Н. И. Шумаков, Г. С. Мун, Н. В. Шурыгина
Односводчатая, мелкого заложения (8 м)
Открытая к 70-летию Октябрьской революции станция «Коньково» прервала монотонный ритм хрущёвских «сороконожек», одетых в одноцветную плитку. Предельная лаконичность ещё соответствовала заданной эстетике метрополитена в этой части города, но платформа производила уже совершенно иное впечатление. Всё благодаря футуристичному своду. Ореол световых арок усилил выразительность образа. Источники света скрывались в нишах, а «небесный свод» покоился на терракотовом основании. Центр зала отмечался деревянными скамьями. Мелкое заложение исключало эскалатор.
![Метро неправильного четырёхугольника Метро неправильного четырёхугольника фото](http://mr.moscow/wp-content/uploads/2023/05/25-3-1024x691.jpg)
Отсутствие декоративных элементов под землёй компенсирует скульптурное оформление территории перед переходами. В сквере у южного входа — работа народного художника Александра Бурганова «Муза». К крылатой богине вдохновения прижалась голова, по-видимому, Пегаса (что должно быть логически связано с названием станции). Вторая работа Бурганова, конный памятник генералу от инфантерии Алексею Ермолову (1777-1861), стоит у северного входа в «Коньково». Обе скульптуры установлены в 2012 году.