Дом Быкова. Фото: А. Каменских
Сегодня мы изучим северо-западную часть Тверского района — единственного района ЦАО, который граничит со всеми остальными районами этого округа. Также пройдемся по краю Пресненского района.
Место интересно компактным расположением целого ряда учреждений, ответственных за облик Москвы в XX и XXI веках. Эти же улицы стали для них и одним из полигонов. Как в советское время, так и в период постсоветской России, здесь возводились здания от архитектурных мастерских «Моспроект-1» и «Моспроект-2». Теперь потрясающий особняк в стиле модерн и неприглядный для своего времени доходный дом, обретший сейчас более важное архитектурное значение, стеснены в высотах объемной модернистско-«капромовской» застройки, сформированной здесь в последние десятилетия.
Длина маршрута — 3,3 км, или 5 тыс. шагов.
Начнем прогулку с изучения не самого сейчас очевидного артефакта Триумфальной площади — (1) дома Ханжонкова — бывшего кинотеатра, встроенного в середине 1950-х гг. в здание Министерства общего машиностроения СССР.
Дом Ханжонкова на Триумфальной площади, 1935 год. Фото: Guaglione / pastvu.com
Дом Ханжонкова ранее именовался кинотеатром «Москва», «Межрабпом», «Горном», электротеатром «Пегас».
Кинотеатр «Москва», 1937 год. Фото: Pirogov / pastvu.com
Был открыт в 1913 году торговым домом Ханжонкова — дореволюционной компанией по производству и прокату фильмов, основанной в 1906 году.
Встроенный дом Ханжонкова, 2016 год. Фото: Andreykor / wikipedia.org
Александр Ханжонков был одним из пионеров русского кинематографа, приложивших руку к созданию первого в Российской империи полнометражного фильма «Оборона Севастополя» (1911) и первого в мире сюжетного мультфильма, снятого в технике объемной анимации — «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами» (1912).
После того как для премьеры «Обороны Севастополя» Ханжонкову пришлось снять Большой зал Московской консерватории, он задумался о строительстве собственного крупного кинотеатра в Москве. Открытый в 1913 году как электротеатр «Пегас», он был построен по проекту архитектора Александра Фольбаума. Находчивости Ханжонокову не было пределов. На открытии «Пегаса» он поразил публику тем, что посетители увидели в конце церемонии небольшой фильм о самих себе в начале церемонии. На подготовку короткометражки ушло два часа. С таким подходом «Пегас» сразу же стал одним из самых популярных кинотеатров Москвы.
Советский период принес «Пегасу» национализацию, но функцию свою он не потерял. При реконструкции площади Маяковского в 1950-х годах, по указанию высшего руководства СССР (Сталина и Хрущева), здание кинотеатра было сохранено и встроено (хоть и с изменением фасада) в новое здание Министерства общего машиностроения. Кинотеатром он перестал быть уже во время постсоветской России. Не способный стать коммерчески успешным в 1990-е годы, он, похоже, навсегда потерял свою функцию и теперь отдан под коммерцию.
Далее погружаемся в (2) ведомственные кварталы, где зачастую решается, какой будет Москва. Москомархитектура, Институт Генплана Москвы, «Моспроект» и «Моспроект-2» сосредоточены здесь, в нескольких минутах пешеходной прогулки друг от друга.
Москомархитектура и Институт Генплана Москвы. Фото: А. Каменских
Моспроект-1. Фото: А. Каменских
Здесь же находится и (3) БЦ «Галс Тауэр», который проектировался в 1993-2001 годах группой архитекторов под руководством Михаила Михайловича Посохина.
БЦ «Галс Тауэр». Фото: А. Каменских
Он является сыном известнейшего советского архитектора, главного архитектора Москвы в 1960-1980 годах Михаила Васильевича Посохина, заметно повлиявшего на облик столицы в XX веке. Среди главных проектов — «сталинская высотка» на Кудринской площади, застройка Нового Арбата, здание СЭВ, реконструкция Арбата в пешеходную улицу. Здание БЦ было спроектировано Посохиным-младшим в эклектичном стиле и выражало по замыслу автора всю Тверскую улицу с ее разнообразной архитектурой в одном здании.
Имя Посохина-старшего носит (4) Управление по проектированию общественных зданий и сооружений «Моспроекта-2», расположенное неподалеку. Было основано в 1962 году для проектирования уникальных архитектурных объектов.
Моспроект-2 им. Посохина. Фото: А. Каменских
Не пропустите и плотно зажатый между двумя высоченными современными высотками (5) четырехэтажный дом в стиле модерн 1890 года постройки.
«Зажатый» доходный дом 1890 года. Фото: А. Каменских
Напротив него еще одно современное здание — (6) «дом со слонами», которых можно разглядеть под самой крышей.
«Дом со слонами». Фото: cian.ru
(7) Бизнес-центр «Капитал Тауэр» был также построен в 2000-х годах. Назван в 2004 году зданием года. «Дом-парусник» или «дом-пузо» архитектора Александра Скокана. Сам он называет его «дом-пингвин».
«Дом-парусник». Фото: А. Каменских
Вернемся в первую половину XX века. Изучите (8) жилой дом Моссовета, построенный в стиле конструктивизма в 1933 году по проекту архитектора С. Козлова. Интересно, что в таком, довольно объемном здании, имеется всего 11 квартир.
Жилой дом Моссовета. Фото: А. Каменских
По адресу: (9) 1-ая Тверская-Ямская улица, дом 7, находится девятиэтажный дом, который на первый взгляд отсылает своими фасадами к архитектуре сталинского периода.
«Олимпийский дом», конец 1980-х гг. Фото: Mchpv / pastvu.com
Однако построен он в 1977 году по проекту мастерской № 6 «Моспроекта-1» под руководством Зиновия Розенфельда для работников ЦК КПСС. В квартире № 13 с 1981 по 1994 годы проживала Алла Борисовна Пугачева, которая, по ее признанию, очень любила эту квартиру. Здесь же жил и Марк Захаров, дочь Пугачевой Кристина Орбакайте и многие другие, не относящиеся к ЦК КПСС люди, разбавляющие своей известностью незаметный на первый взгляд труд высших партийных работников. Когда дом построили, его сразу прозвали «олимпийским», так как на первом этаже продавались сувениры с символикой московской Олимпиады-80.
Продолжая тему номенклатурных домов, обратим ваше внимание на (10) дом по адресу: ул. Тверская-Ямская, д. 11, — «Дом НКВД».
«Дом НКВД». Фото: А. Каменских
Построен в 1938-40 годах с использованием планировочных решений «буржуазного прошлого», с которым в том числе ранее боролось и само НКВД. Рядом с кухнями квартир этого дома располагалась комната для кухарки. С начала XIX века вплоть до 1934 года на этом месте располагался главный храм Тверской-Ямской слободы — церковь Василия Кесарийского.
Храм святого Василия Кесарийского, с часовнею в память бракосочетания Их Императорских Величеств, 1902 года. Фото: Сергей Зябликов / pastvu.com
Через дорогу от «Дома НКВД» находится целый (11) комплекс зданий, относящихся к Словацкому посольству — само ведомство, а также культурный центр «Дом Словакии» и Словацкий институт, основанный в 1998 году.
Посольство Словакии. Фото: А. Каменских
Словацкий дом и институт. Фото: А. Каменских
Интересно, что комплекс зданий посольства второй составляющей бывшей Чехословацкой Социалистической Республики — Чехии — находится также в этой части Москвы. Жемчужина района, сохранившаяся среди новой застройки Брестских улиц, — (12) доходный дом Быкова 1909 года постройки.
Дом Быкова. Фото: А. Каменских
Созданное архитектором Львом Кекушевым здание является одним из ярчайших памятников московского модерна. К сожалению, дом постиг страшный пожар в 2009 году. Он был восстановлен в последние годы, а свод проездной арки снова украсил один из интереснейших его элементов — львиный маскарон, который некоторые эксперты относят к фирменному почерку Кекушева. В доме недолго проживал известный чехословацкий журналист Юлиус Фучик.
Дом Быкова, 2013 год. Фото: Дмитрий Чернов / ria.ru
Далее пройдем до (13) ЖК «Четыре ветра» и (14) БЦ Four Winds Plaza, спроектированные все тем же «Моспроектом-2» им М. В. Посохина в духе рубежа XX и XXI веков.
ЖК «Четыре ветра». Фото: А. Каменских
Four Winds Plaza даже получил диплом конкурса «Стекло в архитектуре 2012 года».
БЦ «Four Winds Plaza». Фото: А. Каменских
Интересен и (15) Доходный дом Семеновой, построенный в 1909-1910 годах по проекту архитектора Владимира Шервуда — представителя творческой династии Шервудов.
Доходный дом Семёновой. Фото: А. Каменских
Завершим прогулку, как и Ханжонков, отсылая к началу — к киноискусству. (16) Центральный дом кинематографистов, открытый в 1934 году. Идея создания киноклуба принадлежала великому советскому режиссеру и сценаристу Сергею Эйзенштейну.
Центральный дом кино. Фото: А. Каменских
Изначально он начал работу в Алексеевском народном доме 1908 года постройки на Васильевской улице, впоследствии неоднократно переезжая. В 1968 году Дом кино вернулся на Васильевскую улицу, заняв специально построенное по проекту архитектора Евгения Стамо новое здание. В надстроенном объеме старого особняка был открыт ресторан Дома кино. В советское время Дом кино был культовым местом, где собиралась творческая элита Москвы. Подаренный тогда Союзу кинематографистов витраж французского живописца Фернана Леже, с тех пор украшающий холл большого зала, является символом и визитной карточкой Дома кино до сих пор.
Витраж Фернана Леже. Фото: grizzly_bag / livejournal.com
Центральный дом кинематографистов вновь ждет обновленный дом. Спустя почти 15 лет согласований было решено, что советский корпус будет снесен и построен в новом виде с расширенными функциями. Учитывая историю электротеатра «Пегас», не самая плохая судьба. Одна безусловно хорошая новость — витраж Фернана Леже обязательно останется на своем месте.
Кирилл Спасский