В Средние века и вплоть до наступления XVIII века уличного освещения в Москве не было совсем. С наступлением ночи городские ворота закрывались, горожане ложились спать. Хоть какое-то подобие освещения могли себе позволить знатные боярские палаты и царские дворы, которые вывешивали специальные слюдяные фонари: в них вставлялась либо свечка, либо специальный фитиль, пропитанный маслом. Целиком осветить территорию могли только по особым случаям: например, в 1602 году царь Борис Годунов выставил на улицах огромные жаровни, где развели костры — так встречали в столице датского принца Иоанна, за которого, по мнению некоторых источников, Годунов хотел выдать свою дочь Ксению.
Первые попытки что-то сделать с освещением города предпринял император Петр I. По его указу москвичам запрещалось ходить по городу без своего фонаря или факела, а в домах требовалось зажигать свечи в окнах или вывешивать на заборы фонари. Примечательно, что в новой столице, Санкт-Петербурге, Петр Алексеевич сделал фонарное освещение в 1718 году, регулярным оно стало к 1723 году. До Первопрестольной руки у императора не дошли, а может, он и вовсе не захотел заниматься Москвой — не секрет, что он этот город недолюбливал.
Москва в XVIII веке
Зато Москву любила посещать его племянница и крестница Анна Иоанновна, ставшая в 1730 году императрицей. Именно она в конце того же 1730 года повелела установить в городе первые стеклянные фонари, что дало начало городскому освещению столицы. Фонари были установлены в Кремле, в Китай-городе, Немецкой слободе, Земляном и Белом городе. Расстояние между каждым фонарем составляло от 10 саженей (чуть более 21 метра) до 30, в зависимости от района города, ставились они в одну линию и светить должны были только по ночам в период с 1 сентября по 1 мая. Причем в месяц они светились только 18 ночей, в лунные ночи фонари не зажигались. Работали фонари на конопляном масле, за что москвичи прозвали их «коноплянками». К концу XVIII века в городе уже насчитывалось около 6 тыс. таких фонарей. Правда, светили они весьма тускло — сила их света равнялась силе одной–двух свечей, и москвичи часто ударялись о них в потемках, поэтому столбы стали красить белыми полосками.
Любопытный факт: фонари были установлены за казенный счет, а вот их обслуживание легло на плечи самих москвичей. Они платили от 50 коп. до 1 руб. 25 коп., на эти деньги город содержал «фонарщиков» — специально обученных людей, чья работа заключалась в зажигании фонарей и поддержании их работоспособности. В фонарщики чаще всего брали солдат, которые были непригодны к службе в строю. За ночь один фонарщик должен был зажечь 25–30 фонарей, за это он получал жалование в размере 13 руб. в год. Впрочем, столь скудный заработок во многом компенсировался воровством: дело в том, что конопляное масло было пригодно в пищу, поэтому фонари в городе имели тенденцию потухать еще до наступления полуночи. Позже власти догадались разбавить масло скипидаром.
Фонарщик за работой
После московского пожара 1812 года все фонари сгорели, и городское освещение пришлось выстраивать заново. Теперь фонари стали гореть дольше, до трех часов ночи и уже не 18, а 24 дня в месяц (с 1842 года). Но если по календарю была лунная ночь, а небо закрывали тучи, то фонари все равно не зажигались.
В 1851 году появились фонари, работавшие на спирту. Первые такие установили на Тверской улице. Теперь фонарщики обязаны являться в специальное депо, где брали наполненные лампы и разносили их по своим местам. К 1862 году в городе насчитывалось 2282 спиртовых фонаря. Увы, с ними случилась схожая беда, что и с конопляными: спирт, используемый в лампах, был пригоден для питья. Есть мнение, что термин «офонареть» как раз появился из-за любителей употреблять фонарный спирт. Позже его тоже стали разбавлять скипидаром, а светильники — закрывать на замок.
Тверская улица в ХIX веке
Годом позже, по предложению московских властей, спиртовые фонари заменили фонари, работающие на керосине. Контракт на эти работы выполнил француз Фредерик Боаталь, установивший 9 тыс. таких уличных светильников. Они светили уже с силой 8–10 свечей, вечером стало комфортно гулять по городу, что радовало москвичей. Однако все это касалось только центральных улиц, на тогдашних окраинах города и речи не могло идти об уличном освещении.
Изыскания новых способов освещения Первопрестольной привели к тому, что Московская городская дума в 1865 году заключила контракт на 30 лет с английской фирмой «Букье и Гольдсмит» на обустройство новых фонарей, на этот раз газовых. Англичане построили в городе небольшой завод, проложили трубы для подачи газа и поставили 3170 фонарей. Они предоставили довольно низкую закупочную цену на фонарь — 14 руб. 50 коп. в надежде на множество частных заказов от жителей. Но просчитались: москвичи стали опасаться газовых фонарей. Они не понимали, как «воздух может сам по себе гореть», боялись взрывов, а продавцы керосина распускали слухи, что газ ядовит и вредит здоровью. В результате англичане обанкротились, но газовые фонари остались, и продолжали появляться новые.
Газовый фонарь
Еще в 1856 году, в честь коронации императора Александра II, Лефортовский дворец и часть башен Кремля были впервые иллюминированы с помощью электрических лампочек. В 1876 году русский изобретатель Павел Яблочков конструирует электрическую дуговую лампу, получившую название «свеча Яблочкова», а уже в 1880 году в Москве появляются первые 100 фонарей с этой самой «свечой». Поначалу их ставили себе только богатые и обеспеченные люди, например владельцы сада «Эрмитаж», где было установлено 24 таких фонаря, чтобы удивлять публику. А на коронацию Александра III в 1883 году электричеством уже осветили Кремль, Красную площадь, Софийскую набережную и собор Василия Блаженного.
Иллюминация Кремля в 1883 году
Первой московской улицей с полностью электрическим освещением стала Тверская в 1896 году. Затем ее примеру последовали Кузнецкий мост, Воскресенская и Театральная площади. В 1912 году московскими властями был учрежден единый отдел, занимавшийся городским освещением, стали закупаться лампы накаливания, которые начали вытеснять дуговые, хотя на улицах по-прежнему встречались керосиновые и газовые. Последние из них погасили в 1932 году, и к середине 30-х годов Москва полностью перешла на электрическое освещение.
Роман Голосов