Маленький Ереван в сердце Москвы

Маленький Ереван в сердце Москвы, фото

Кафедральный собор Преображения Господня в Армянском храмовом комплексе

Если вы хоть раз гуляли в Мещанском районе, то наверняка останавливали взгляд на величественной церкви, украшающей угол Олимпийского проспекта и Трифоновской улицы. Непривычно сдержанная по убранству, она относится к Армянскому храмовому комплексу— этим и объясняется отсутствие позолоченных куполов и ярких оттенков экстерьера, характерных для нарядных храмов Русской православной церкви.

Кажется, что каменный храм дышит древностью, но это не так: церковь открыла свои двери для прихожан лишь семь лет назад, в 2013 году. Долгие годы единственным местом, где диаспора могла помолиться, оставалась маленькая часовня в армянской части Ваганьковского кладбища. Все три армянских храма в Москве советская власть разрушила ещё в прошлом веке. 

Проект церкви появился ещё в 1996 году. Правительство Москвы выделило землю под строительство культового сооружения, работы планировалось завершить в 2001 году, однако не обошлось без скандала. В 2000 году, когда уже практически закончился сбор средств, главу Ново-Нахичеванской и Российской епархии епископа Тирана лишили сана и обвинили в присвоении этих денег. Лишь через пять лет приговор был обжалован, и Тиран смог восстановить своё честное имя, а позже закончить сбор пожертвований на храм.

Строительство осложняла близость грунтовых вод — из-за этого проект несколько раз меняли, а от пристроек со стороны Олимпийского проспекта и вовсе пришлось отказаться. Архитектором стал Артак Гулян, а традиционные для армянской церкви барельефы создавал скульптор Ашот Адамян.

Весь комплекс занимает 11 тысяч квадратных метров, а Кафедральный собор — самый высокий армянский храм в мире и крупнейший по площади за пределами Армении. В качестве фундамента использовался традиционный каменный стилобат, вымощенный брусчаткой и плитами. В основании храма лежат 16 освящённых камней — они символизируют 12 апостолов, учеников Христа, трёх евангелистов и Григория Просветителя, крестившего армянский народ в 301 году.

Здание проектировалось как полностью каноничный армянский храм с традиционными элементами интерьера и экстерьера. Однако небольшую «изюминку» в облик церкви всё же добавили: обычно армянские храмы имеют только одну главу, но московский стал пятиглавым, создатели решили, что это будет дань почтения архитектурному облику столицы и её церквей. Фасад отделан охристым туфом, который привезли из Армении. С двух сторон вход украшают барельефы святых — Георгия Победоносца и Саркиса, самых почитаемых в Армянской апостольской церкви. Над главным входом изображения Христа высотой аж в семь метров. Скульптор Ашот Адамян с гордостью подчёркивает, что такого больше нигде в мире нет. По его задумке, внушительный барельеф Христа виден издалека и будто приглашает прохожих войти в храм.

Всего в соборе могут одновременно молиться около тысячи прихожан. Рядом также расположены часовня Сурб Хач (в переводе — часовня Святого Креста), учебно-просветительский комплекс, резиденция Главы Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской апостольской церкви, гостиница, подземный церковный музей и выставочный зал. 

Для диаспоры храмовый комплекс стал не просто местом для молитв, но и важным культурным центром: с 2015 года работает Армянский музей Москвы и культуры наций. В нём представлено восемь залов с постоянными экспозициями— «Быт армян», «Глобус», «Портреты», «Интерактивная книга», «Музыкальная библиотека», «Дантеакан» и «Армянка». Здесь же и музей самой епархии «Тапан» (в переводе — ковчег). Оба музея открылись в год 100-летия геноцида армян в Османской империи. Церкви не чужды новейшие технологии: здесь есть и 3D-кинотеатр, где показывают фильмы об истории Армении, и сенсорные экраны, которые помогают учить армянский алфавит и показывают интерактивные карты Армении. 

Читайте также

Фильтр