Общеизвестный факт: кинематограф появился усилиями братьев Луи и Огюста Люмьер, которые в 1895 году провели в парижском Grand Café на бульваре Капуцинок свой первый публичный киносеанс. Вопреки распространенному мнению, знаменитую ленту «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» там не показывали, она станет знаменитой только в следующем году. Зато на первом показе были такие ленты, как: «Выход рабочих с фабрики Люмьер», «Ловля золотых рыбок», «Прибытие депутатов на фотоконгресс в Лионе» и другие. Там же показали фильм «Политый поливальщик», который считается первой в истории постановочной комедией. Всего за сеанс зрителям продемонстрировали 10 лент, каждая из которых длилась от 40 до 60 секунд, общее время сеанса с перерывами составило около 20 минут. Так началась эра кино.
В те далекие годы Москва, как и сейчас, была прогрессивным городом с большим населением, которое было не прочь тратить деньги на различные увеселения. Поэтому неудивительно, что такая новинка, как кинематограф (его еще называли «синематограф»), довольно быстро попала в наш город — спустя всего несколько месяцев, в мае 1896 года, первый показ был устроен в сверхпопулярном у московской публики саду «Эрмитаж» (ул. Каретный Ряд, д. 3) после окончания всех выступлений артистов. Однако встречается мнение, что первый в Москве киносеанс прошел вовсе не там, а в зале Частной русской оперы (сейчас — Театр оперетты на ул. Большая Дмитровка, д. 6), который тогда принадлежал известному русскому купцу Савве Мамонтову, и тоже в мае 1896 года. Как бы то ни было, именно тогда москвичи впервые увидели кино. Показывались те же ленты братьев Люмьер, но уже вместе со знаменитым «Прибытием поезда».
Вход в сад «Эрмитаж», начало ХХ века
Разумеется, такая любопытная новинка вызвала восторг и фурор. Сегодня трудно будет описать эмоции людей того времени, которые не видели ничего подобного ранее — картинка не статична, люди на ней двигаются в точности так же, как вы и ваши знакомые, также одеты, попадают в нелепые или обычные бытовые ситуации. Поэтому неудивительно, что уже на следующий год, в 1897 году, начинает свою работу первый в городе постоянный кинотеатр под названием «Электрический театр». Расположение было выбрано, наверное, самое центральное из возможных — Красная площадь, здание Верхних торговых рядов, которое мы сегодня знаем как ГУМ. Показы идут ежедневно, с 14:00 до 23:00. Там показываются картины уже другого французского режиссера, Жоржа Мельеса, которого часто называют чуть ли не первым крупным автором постановочных картин. Названия все еще простоваты: «Бой быков», «Буря на море» и так далее. Но особым успехом у москвичей пользовалась картина «Лаборатория Мефистофеля» — она собрала в прокате больше всего денег. В конце мая 1898 года «Электрический театр» прекратил свое существование. Но это было только начало.
Верхние торговые ряды, начало ХХ века
Кинематограф как индустрия продолжал свое развитие. Правда, ленты чаще показывали в зданиях обычных театров после представлений, как часть «энтертеймента» для зрителей. Но начало ХХ века стало бумом открытия в городе полноценных кинотеатров, которые специализировались только на этом жанре искусства. Ну а до этого времени кинозалы устраивали в арендованных помещениях. В январе 1904 года открылся «Новый электрический театр», расположенный на углу Рождественки и Театрального проезда. Там показывали ленты все того же Мельеса. В 1907 году открывается «Гранд-электро» (ул. Сретенка, д. 4), куда публика шла нескончаемым потоком. Позднее хозяин доходного дома, где располагался кинотеатр, выкупил его и переименовал в «Сретенский Гранд-электро». Что сейчас, что тогда москвичи были падки на пафосные названия, особенно если речь шла о какой-то новинке в сфере досуга. Пережив революцию, национализацию и смену нескольких названий, этот кинотеатр был закрыт в 1970-х годах.
Кстати, первым документальным фильмом, который сняли о Москве, стала небольшая, по сегодняшним меркам, документалка «Москва в снежном убранстве» 1908 года. На ней запечатлены городские улицы, местные жители, утраченные и существующие ныне памятники архитектуры. Продолжительность — 7 минут 28 секунд. Снял ленту пионер российского кинематографа Жорж Мейер, который тогда активно работал в Российской империи. Он оказал большое влияние на развитие русской кинооператорской школы того времени, но с началом Первой мировой войны был выслан на родину, где и скончался в 1960-х годах.
Кадр из фильма «Москва в снежном убранстве», 1908 год
В 1909 году открылся первый кинотеатр Москвы, здание которого построили с нуля и исключительно для показа кинолент — «Художественный электротеатр» на Арбате. Сейчас это один из старейших действующих кинотеатров в России и мире. Однако изначально здание выглядело совсем не так, как мы привыкли. Первый вариант спроектировал архитектор Николай Благовещенский: зал был рассчитан на 400 мест и носил название «Синематограф Брокша» в честь своего владельца Роберта Брокша. Но публика настолько полюбила это место, что владелец решил перестроить здание в максимально модном стиле, сделав там 900 посадочных мест. Проект был заказан известнейшему Федору Шехтелю в 1912 году, и уже через год новое здание в стиле неоклассицизма открыло свои двери. В «Художественном» показывали в основном популярные зарубежные ленты, в фойе перед началом сеансов играл оркестр и выступали артисты.
Чертежи нового здания Художественного электротеатра Федора Шехтеля, 1912 год
По примеру «Художественного», в Москве начали строить или арендоваться отдельные здания для «богатых» синематографов. Например, «Вулкан» (ул. Земляной Вал, д. 76), «Кино-Палас» (ул. Большая Ордынка, д. 69), электротеатр «Пегас» (Триумфальная пл., д. 3) — последний открыл известнейший кинопродюсер и режиссер того времени Александр Ханжонков, и кинотеатр на 1500 мест стал одним из крупнейших. Теперь кинотеатры стали не просто местом для просмотра фильмов — в том же «Вулкане» действовал ресторан, со своими программами выступали артисты, а в открытом в 1915 году электротеатре «Арс» перед экраном располагалась оркестровая яма. Самым роскошным стал кинотеатр «Колизей» (Чистопрудный б-р, д. 19), открывшийся в августе 1914 года. Там абсолютно все было по высшему разряду: показывались только лучшие картины, оркестр в фойе, огромный экран, проводились художественные выставки.
Здание кинотеатра «Колизей», середина ХХ века
По некоторым данным, к 1913 году в Москве было около 107 кинотеатров и кинозалов. Кроме богатых и пафосных, где стоимость за сеанс составляла от 3 до 4 руб., существовали и места попроще, для куда менее обеспеченной публики — там было тесно, иногда накурено, никаких оркестров и ресторанов, зато и цены куда демократичнее — 20-30 коп., иногда и вовсе 10 коп. Все московские кинематографы были частными, но вместе с Октябрьской революцией 1917 года они либо закроются, либо будут национализированы. Наступит новая эпоха московских кинотеатров и всей отечественной киноиндустрии.
Роман Голосов