Длина маршрута — 3,5 км, 5 000 шагов.
(1) Доходный дом Воронцовой — Евдокимова — Шориной даже для богатых на внешнюю отделку зданий улицы Кузнецкий Мост выделяется обильной лепниной и особенно — фигурками младенцев-путти — декоративных маленьких мальчиков, характерных для искусства барокко и ренессанса. Они появились на фасаде дома в 1881 году, когда он был перестроен по проекту Августа Вебера.

Доходный дом Воронцовой — Евдокимова — Шориной (справа), 1904-1905 год. Фото: aznazn / pastvu.com
«Правки» в объем и внешний вид здания сопровождали всю его историю — от первоначального двухэтажного здания французского купца Дюкло до реконструкции в 1914-1916 годах по проекту архитектора Леонида Веснина.

В разное время в располагавшейся в этом здании гостинице останавливались Лев Толстой, композиторы Александр Глазунов и Милий Балакирев. На первом этаже работали книжный магазин Ивана Сытина, часовой магазин Павла Буре и табачная лавка Бостанджогло. Также здесь располагалась парикмахерская «Теодор», которую регулярно посещал Антон Чехов.

Доходный дом Воронцовой — Евдокимова — Шориной
В период НЭПа в здании размещалось издательство «Московский рабочий», выпускавшее популярные издания: газету «Пионерская правда», журналы «Барабан», «Октябрь» и «Роман-газету». Осенью 1927 года молодой Михаил Шолохов передал в редакцию журнала «Октябрь» рукопись «Тихого Дона», что положило начало публикации первых двух книг романа в этом издании.
Кстати, именно перед доходным домом Воронцовой — Евдокимова — Шориной и располагался каменный Кузнецкий мост, засыпанный в первой четверти XIX века вместе с заключением реки Неглинной в трубу. Во время реконструкции коллектора реки Неглинной в 1986 году раскопали две арки древнего моста.

Остатки Кузнецкого моста, 1986 год. Фото: Saphir2 / pastvu.com
Объекты сегодняшней прогулки из-за своей локации всю свою историю были важной частью исторической ткани Москвы. Такое расположение накладывало на них и высокую заинтересованность в их обновлении под новые функции новым собственником.
Еще одним зданием с многослойной историей является (2) Усадьба Воронцовых-Раевских, в стенах которой сейчас находится Генеральная прокуратура Российской Федерации.
В начале XIX века на этом месте был построен двухэтажный дом в классическом стиле с шестиколонным коринфским портиком и двумя флигелями. В течение XIX века флигели были перестроены в доходные дома, а в 1930 году главный дом надстроили дополнительным этажом.

Надстройка главного дома усадьбы Воронцовых-Раевских и цветочный магазин на переднем плане, 1933 год. Фото: Н. Алещенко. Москва в планах развития и реконструкции 1918-1985. М., 2009
В начале 1950-х годов здание было полностью реконструировано архитекторами Петром Штеллером, Владимиром Лебедевым и Иосифом Шервудом для размещения Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Однако в итоге в нем расположилось Министерство пищевой промышленности РСФСР.
Это здание стало одним из узнаваемых мест съемок знаменитой кинокомедии Эльдара Рязанова «Гараж» (1979).

Перестроенный главный дом усадьбы Воронцовых-Раевских, 1956-1957 год. Фото: Vadim_1972 / pastvu.com
Перед главным домом в XIX веке появился цветочный павильон Федора Ноева — известного московского цветовода, чьи оранжереи находились на Воробьевых горах рядом с Мамоновой дачей, известной также как Ноева дача. Фирма Ноева славилась умением выращивать цветы вне сезона — так, для банкета журнала «Золотое руно» Николаю Рябушинскому в январе доставили 40 тысяч ландышей. Удивительно, но этот цветочный павильон простоял здесь вплоть до 1950-х годов.
Знаменитый (3) Петровский пассаж также был построен на месте бывших владений дворянского рода Воронцовых.
В начале XX века крупная домовладелица Вера Фирсанова решила устроить грандиозный торговый пассаж, реализованный с применением всех возможных современных технологий. Проект разработали архитекторы Сергей Калугин и Борис Фрейденберг. Широкие стеклянные полуцилиндирческие своды над проходами-галереями, как раз и характеризирующие это здание как пассаж, спроектировал инженер Владимир Шухов. Хотя некоторые исследователи считают эту информацию ошибочной и относят к разряду городских легенд.

Петровский пассаж, 1970 год. Фото: Maratstas / pastvu.com
В 1906 года строительство было окончено и пассаж, называвшийся первое время Фирсановским, сразу же наводнили престижные магазины иностранных торговых домов и поставщиков Императорского двора.
В 1918 году пассаж перешел в государственную собственность. В его помещениях разместились выставка ВСХН, кинотеатр и швейная фабрика, производившая обмундирование для красноармейцев.

Петровский пассаж. Фото: К. Спасский
Торговая деятельность возобновилась здесь только в 1928 году, но не во всем здании — лишь на первом этаже. Вторую линию пассажа занял Дирижаблестрой — научно-исследовательский комбинат, занимавшийся разработкой первых советских дирижаблей. С 1931 по 1936 год здесь работал знаменитый итальянский инженер Умберто Нобиле.
Кроме того, в Петровском пассаже находился аукционный зал, упомянутый в романе Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев»:
«В Пассаж на Петровке, где помещался аукционный зал, концессионеры вбежали бодрые, как жеребцы».
В этот же период в здании открылись учреждения новой советской культуры: Клуб МУНИ с большим залом, Клуб Госбанка и Клуб милиции. Во время Великой Отечественной войны третий этаж превратился в гигантскую коммунальную квартиру — сюда переселяли москвичей, чьи дома были разрушены бомбежками. В таком состоянии пассаж оставался до 1960-х годов, когда он стал филиалом ЦУМа, и торговля здесь вновь оживилась.
В 1988-1990 годах Петровский пассаж был реконструирован.
Примечательным элементом здания, которого не было в изначальном проекте, стал барельеф «Рабочий» скульптора Матвея Манизера, установленный в 1921 году на фасаде со стороны Петровки.

Петровский пассаж. Фото: К. Спасский
(4) Доходный дом Лясотович — А. А. Коломейцева в первоначальном виде был построен в 1859 году, перестроен в 1899 году по проекту архитектора Константина Бурова. В 1911 году в не сохранившейся до наших дней пристройке с таким же адресом, но литерой «А», открылось первое в стране представительство «Общества Моторов Даймлеръ» по продаже автомобилей «Мерседес», пережившее Октябрьскую революцию и проработавшее до 1926 года.

Салон-гараж Мерседес, 1912 год. Фото: Guaglione / pastvu.com
Еще одной примечательной исторической особенностью этого здания является переделанный в советское время дореволюционный вензель, на который вместо фамилии именитых владельцев водрузили герб СССР.

Фасад доходного дома Лясотович — А. А. Коломейцева
Во дворах между Неглинной и Петровкой ранее располагался (5) один из старейших катков Москвы, по некоторым данным, известный с XVII века. В XIX веке на катке у Петровки проходили тренировки спортсменов Императорского речного яхт-клуба, а также состоялся первый в России официальный чемпионат по конькобежному спорту.
Позднее, уже в советское время, 30 декабря 1923 года на том же катке, но уже принадлежавшем Райкомводу, открылась первая в СССР бесплатная Школа фигурного катания на коньках, положившая начало системной подготовке советских фигуристов.

Хоккей на катке Московского речного яхт-клуба, 1908 год. Фото: IBarantsev / pastvu.com
Обращает на себя внимание и монументальный дом с полукруглым портиком, напоминающий древнегреческий храм — (6) здание Московских Государственных сберегательных касс. Построено в первой четверти XX века по проекту Илариона Иванова-Шица. В советское время здесь размещался Центральный институт труда, куда в 1928 часто наведывался Максим Горький.

Здание Московских Государственных сберегательных касс. Фото: К. Спасский
К зданию примыкает не менее интересное по архитектуре сооружение (7) Главной Московской сберегательной кассы. Выстроенное в 1902-1907 годах по проекту все того же Иванова-Шица, оно вобрало в себя черты неоклассицизма и венского сецессиона — одного из подвидов модерна.

Главная Московская сберегательная касса, 1909 год. Фото: ArchitectorS / pastvu.com
После революции в этом здании сначала находилась Московская биржа труда, позже его заняло Министерство здравоохранения СССР, а в постсоветский период — Министерство здравоохранения Российской Федерации.
Культовый для города (8) ресторан «Узбекистан» начал свою работу в 1951 году, став одним из первых заведений в советское Москве, где гостям предлагали аутентичные блюда узбекской, арабской и закавказской кухонь. В 1997 году ресторан претерпел масштабную реставрацию. Для воссоздания традиционного восточного колорита были приглашены мастера из Ташкента, превратившие интерьер в энциклопедию восточного декора с резными узорами, арочными сводами и богатой отделкой.
В ресторане в начале 2000-х годов снимались сцены не менее культового сериала «Бригада».

Ресторан «Узбекистан». Фото: К. Спасский
(9) Театр на Трубной, известный с 1989 по 2022 годы как Школа современной пьесы, занимает здание, в стенах которого произошло важнейшей для кулинарной жизни всей страны событие.

Театр на Трубной. Фото: К. Спасский
В первоначальном объеме оно появилось в 1816 году как трактир с гостиницей и банями — «Афонькин кабак». В последующие 100 лет оно четырежды перестраивалось.
После одной из таких реконструкций, реализованных по проекту Дмитрия Чичагова, в этих стенах открылся ресторан и гостиница «Эрмитаж». Именно в нем работал тот самый Люсьен Оливье, подававший свой фирменный салат, названный по его фамилии.
Спустя 150 лет этот салат, хоть и в измененном по рецептуре виде, минимум раз в год подает к своему столу вся страна. Вы также можете встретить в меню зарубежных ресторанов позицию «Русский салад» — наш любимый «Оливье».

Банкет в ресторане «Эрмитаж», 1907 год. Фото: IBarantsev / pastvu.com
Ресторан долгие годы служил неформальным клубом для московской интеллигенции. В его стенах регулярно проводились знаменитые «профессорские обеды», где выступали видные деятели науки, литературы и искусства с острыми, актуальными докладами. Особой традицией стало празднование Татьяниного дня — владельцы заведения предоставляли студентам Московского университета свой лучший зал для торжеств в честь основания альма-матер.
История ресторана также связана с именами выдающихся современников: в 1902 году Максим Горький отмечал здесь триумфальную премьеру своей легендарной пьесы «На дне». Эти стены помнят жаркие дискуссии творческой элиты Серебряного века, став своеобразным культурным салоном дореволюционной Москвы.
Здание (10) бывшего Константинопольского патриаршего подворья было построен в 1887-1892 годах по проекту архитектора Сергея Родионова. Выделяется византийскими колоннами и повторяющейся полосатой византийской кладкой.

Бывший жилой дом Константинопольского патриаршего подворья. Фото: К. Спасский
Сложное по форме здание подворья огибает (11) Храм Сергия Радонежского в Крапивниках, известный с конца XVI века. В камне существует с 1625 года, в близком к современном виду перестроен в середине XVIII века, предположительно зодчим Дмитрием Ухтомским — главным архитектором Москвы в период правления императрицы Елизаветы Петровны, мастером русского барокко.

Храм Сергия Радонежского в Крапивниках. Фото: К. Спасский
XX век для храма сложился достаточно типично — разорение, закрытие, использование под производство и возрождение в 1991 году.
С того же года в нем находится Кийский крест, созданный в 1657 году Патриархом Никоном в благодарность за спасение от кораблекрушения. Представляет собой точную копию Креста Христова, выполненную из древнего кипариса возрастом более 3 000 лет. Эта величайшая святыня православного мира содержит в себе уникальное собрание частиц мощей 300 прославленных Церковью святых, являясь самым значительным реликварием в Православии.
Завершим прогулку посещением одного из древнейших монастырей Москвы — (12) Высоко-Петровского.
Он был основан в XIV веке святителем Петром, митрополитом Киевским и всея Руси, и сыграл ключевую роль в становлении Москвы как духовного и политического центра. Обитель поддерживали видные исторические фигуры: от князей Ивана Калиты и Дмитрия Донского до Петра I. Архитектурный ансамбль монастыря, сформированный в XVI–XVIII веках, включает уникальные памятники нарышкинского барокко, такие как древний Собор святителя Петра и Боголюбский собор — родовая усыпальница Нарышкиных.



Высоко-Петровский монастырь. Фото: К. Спасский
В тяжелые времена монастырь проявлял стойкость: во время Отечественной войны 1812 года он был разграблен французами, но в его стенах продолжались тайные богослужения. После революции 1917 года обитель официально закрыли, но в 1920-1930-е годы здесь действовала крупнейшая в СССР подпольная монашеская община, сохранявшая традиции старчества и монашеских постригов.



Высоко-Петровский монастырь. Фото: К. Спасский
Возрождение монастыря началось в 1991 году с восстановления богослужений, а в 2009 году здесь официально возобновилась монашеская жизнь.

Часовня-усыпальница Нарышкиных. Фото: К. Спасский
Даже если вы живете сугубо мирской жизнью, все равно заглядывайте на территорию монастыря. Она открыта для всех желающих и представляет собой тихий и уютный уголок в самом центре самого крупного мегаполиса Европы.
А в качестве десерта — вкуснейшие и недорогие монастырские пирожки, которые можно отведать в прекрасных интерьерах с расписными потолками.
Кирилл Спасский