Куклы — это не игрушки: как детскую забаву превратить в арт-объект и предмет охоты коллекционеров со всего мира

Куклы — это не игрушки: как детскую забаву превратить в арт-объект и предмет охоты коллекционеров со всего мира, фото

Куклы Ольги Коробовой

Фото: сообщество «Живые куклы Ольги Коробовой» / vk.com/dollbyolgakorobova

Куклы Ольги Коробовой давно заняли места в экспозициях Музея космонавтики в Москве и Пронского краеведческого музея. Их покупают коллекционеры из Бельгии и США. Ее авторскими моделями гордятся актеры Виктор Бычков  (Кузьмич из «Особенностей национальной охоты») и Мануэла Мандраккья (звезда сериала Netflix «Черная Луна»). Художница рассказывает, как ее детское увлечение переросло в хобби, а оно, в свою очередь, стало весьма прибыльным бизнесом.

«Дети из благородной семьи»

Ольга — профессиональный художник, окончила отделение станковой живописи и графики факультета изобразительного искусства ЗНУИ им. Крупской. И вместе с тем самоучка: до всего, что знает и умеет в кукольном мире, доходила методом проб и ошибок.

«Постоянно имея дело с двухмерными рисунками, мне всегда хотелось сделать что-то объемное, в 3D-формате. И в 2004 году, когда я увидела куклу из пластика, изготовленную моей старой знакомой, замечательной художницей Татьяной Баутиной, то решила и сама попробовать сотворить что-то серьезное: куклу с мимикой и жестами, — вспоминает она. — Но в тот момент у меня не было свободного доступа к интернету, и первые небольшие мастер-классы по созданию кукол мне скачивала и распечатывала сестра, которая уже жила в Санкт-Петербурге».

Ольга хорошо помнит свою первую куклу Пьеро. Она принялась лепить ее, расставшись с любимым человеком. Еще неумело пользуясь лаком, художница слишком много нанесла его на глаз, из-за чего тот потек, как будто Пьеро заплакал. Получилось весьма символично. Куклу сразу же взяли в экспозицию галереи, где ее очень быстро купили.

Куклы — это не игрушки: как детскую забаву превратить в арт-объект и предмет охоты коллекционеров со всего мира  фото

«Поначалу я вообще не думала о заработке — куклы делались по велению души, я готовила их в подарки друзьям. Довольно скоро стало ясно, что работы пользуются спросом, и мое хобби превратилось в неплохой заработок», — рассказывает мастер.

При этом она не считает своих кукол игрушками. Любая из них — в первую очередь серьезный арт-объект, заслуживающий интереса и созерцания. Стремясь делать их непохожими на персонажей других авторов, Ольга в итоге добилась того, что их стали называть «детьми из благородной семьи»: все они узнаваемы и отличаются индивидуальным почерком — трогательным выражением лица и тщательной проработкой деталей. Хотя в 2021 году куклы Коробовой заметно «поседели» — она выпустила проект о старичках. Но независимо от возраста куклы, на всех выставках посетители выстраиваются в очередь, чтобы их сфотографировать.

Дорогое удовольствие 

«Любая кукла — удовольствие очень затратное, — говорит Ольга. — Начать с того, что дорог сам пластик для нее. Свои первые работы я делала из весьма дорогого цернита — мягкого полимерного пластика, который после термообработки становится прочным и немного прозрачным, похожим на человеческую кожу. После, начав зарабатывать, старалась вложиться в более серьезные и дорогостоящие материалы. Сейчас остановилась на японских полимерных глинах Premier и Paper Clay — эти самоотвердевающие виды можно долепливать в процессе работы, шлифовать, тонировать. В общем, простора для творчества с ними больше. Сегодня стоимость пачки такого пластика начинается от 1,8 тыс. руб. На куклу, у которой из пластика вылеплены только голова, бюст, кисти рук и стопы ног, потребуется минимум две пачки. Для волос я использую шерсть козы специальной покраски, и она также недешева. Дубовые подставки для кукол заказываю мастеру по дереву, также делаю заказы на индивидуальные коробки для них. Нынешняя экономическая ситуация, конечно, повлияла на стоимость материалов, но я стараюсь быть более лояльной к своим заказчикам».

Помимо материалов, кукольнику требуется и особый арсенал. Еще два десятилетия назад с ним было довольно сложно — Ольге приходилось работать буквально с подручными средствами: в ход шли приспособления из маникюрного набора, зубочистки, кое-что одалживала у стоматологов. Сейчас все необходимое можно приобрести в специализированных магазинах или на маркетплейсах в разделах для творчества. Стоимость одного металлического инструмента для кукольника — от 300 до 1,5 тыс. руб.

Изгиб гитары Gibson

Время изготовления одной куклы зависит от размера, материала и сложности. А ценность работы напрямую зависит от количества потраченных на нее времени и материалов, особенно ткани для одежды.

«Часто небольшой кусочек красивой винтажной ткани стоит дороже, чем новый отрез. Ведь для кукол необходимы варианты с мелким узором, нежной фактурой, предпочтительно из натуральных материалов, — поясняет Ольга. — Аксессуары я также стараюсь делать сама, иногда только на их изготовление уходит несколько дней. Например, миниатюрная копия гитары фирмы Gibson заняла у меня почти неделю. Бывает, что нужную ткань или маленькое, но необходимое украшение тоже приходится искать не одну неделю, — все это увеличивает сроки работы».

В целом на одну куклу уходит от двух недель до двух месяцев. На выходе работа, в зависимости от техники, в которой она сделана (сувенирная, будуарная, скульптурная), может стоить от 5 тыс. до 100 тыс. руб. Бывают, правда, модели и подешевле: например, елочные игрушки и карманные куклы. Их цена начинается от 3 тыс. руб.

«Все мои куклы с личной, неповторимой историей и изготавливаются в единственном экземпляре — этим они и привлекают коллекционеров. Ценители художественной куклы выбирают будуарную или интерьерную модель, чтобы украсить ею дом или удивить необычным и уж точно эксклюзивным подарком, — рассказывает Ольга. — Нередко заказывают кукол-ангелов себе и своим близким, кукол по знакам Зодиака, просят сделать свой детский образ с портретным сходством в виде игрушки, которая будет ежегодно украшать елку».

Куклы — это не игрушки: как детскую забаву превратить в арт-объект и предмет охоты коллекционеров со всего мира  фото

Бывают заказы и на конкретные темы, связанные со свадьбой или со специальностью. Так, Ольга сделала для хозяйки ресторана фигуру ее любимого шеф-повара. Приходилось ей делать кукол для доктора, директора винного производства, модного фотографа. Как-то к ранее сделанной кукле женского пола просили сделать друга. А одним из самых удивительных стал заказ куклы — маленького спящего ребенка, которая впоследствии, как уверяют владельцы, помогла отчаявшейся женщине стать мамой.

Музейный экспонат

За время занятия куклами у Ольги сложился круг постоянных заказчиков и серьезных коллекционеров — ее работы находятся в частных коллекциях не только в России, но и в Бельгии, США, Украине, Молдове, Казахстане, Китае, Германии, Италии. Их также можно увидеть на международных выставках Москвы и Санкт-Петербурга: «Салон кукол», «Время Кукол», «Искусство куклы» и других. Также модели Ольги Коробовой давно стали постоянными экспонатами петербургской Галереи кукол Варвары Скрипкиной. А некоторые нашли свое место в музеях: Музее космонавтики в Москве, Пронском краеведческом музее, галерее Рязанского театра кукол. Хотя в постановках кукольных театров имени Коробовой не встретить — это совершенно другая техника создания и росписи кукол, поясняет она. И в целом другое искусство — в театре актер говорит за персонажа. А в художественной кукле все намного тоньше: автор может позволить ей говорить самой за себя.

«Мне это ближе, потому что нравится наделять каждую куклу своей историей, тем самым оживляя этого маленького человечка, — говорит художница. — Ты должен быть и скульптором, и визажистом, и портным, и биографом. Часто образ зарождается спонтанно, и уже в процессе работы дополняется деталями, но сама тема, личная история куклы — это основа всей работы».

И член семьи, и талисман группы

Однажды от куклы Коробовой отказалась заказчица. Довольно состоятельная дама попросила ее сделать модель в узбекском наряде. Она сказала, что прожила детство в Узбекистане, очень тоскует по атрибутике и красоте тех мест. Ольга с удовольствием взялась за работу, не взяв даже рубля предоплаты. Когда кукла по имени Зухра уже была готова, заказчица начала просить переписать то брови, то глаза. Так продолжалось месяца четыре, и стало ясно, что конца этому не будет. Пришлось, несмотря на убытки, оставить куклу себе. Но недавно появился проект — передвижная выставка «Народы России — сердце России» от Art Doll Dpi (секции художественной куклы Творческого союза художников декоративно-прикладного искусства), и Зухра отправилась в казанский Кремль.

«В моих планах теперь сделать куклу в старинном армянском костюме для этого проекта. Я уже собрала фотографии, есть даже интересная для нее история, — рассказывает Ольга. — Но с заказчиками больше так не рискую — теперь работаю только по предоплате, которая в случае отказа не возвращается».

Хотя счастливых историй куда больше — из них можно было бы составить увлекательную книгу. Например, случай под Рождество 2023 года, когда семья актера Виктора Бычкова из Санкт-Петербурга, всем известного Кузьмича из «Особенностей национальной охоты», увидела Таисию Андреевну из проекта Ольги Коробовой «Старость в радость». Эта кукла — добрая ленинградская бабушка со старым мишкой в руках, оказалась как две капли воды похожа на маму Виктора — Раису Андреевну. Она тоже жила в Ленинграде, пережила блокаду и оставила после себя много добрых воспоминаний. Виктор и Полина Бычковы дожидались Тосечку три месяца, подготовили для нее домик, а получив, устроили целую фотосессию. Эту историю можно найти на их странице во «ВКонтакте».

А у лидера столичной группы «Рождество» Геннадия Селезнева нашла приют работа Коробовой «Новый день». Это бабочка стала символом группы, на подставке у куклы ноты из, пожалуй, самой известной песни группы «Так хочется жить». Не менее интересно сложилась судьба композиции «Черная Луна» — кукла теперь живет в Риме у актрисы Мануэлы Мандраккьи, сыгравшей роль ведьмы в одноименном сериале Netflix.

Про авторские лейблы, права и секрет успеха   

Сегодня Ольга Коробова — член Международного объединения авторов кукол (МОАК), состоит в объединении кукольников Санкт-Петербурга и Творческом союзе художников авторской куклы ДПИ. Став частью профессионального сообщества, она получила возможность реализовывать совместные проекты, участвовать в конкурсах, передвижных выставках. Да и в целом здоровая конкуренция дает стимул к творческому росту.

Хотя и на этом рынке не все безоблачно. В последнее время, как отмечает Ольга и ее коллеги, здесь все больше не очень добросовестных мастеров — не имея определенного опыта, они преследуют только коммерческие цели. И плодят таких же псевдомастеров, которые, просто оплатив стоимость участия, могут выставляться наравне с профессионалами кукольного искусства. Время от времени возникают проблемы авторского права. Хотя опытные мастера всегда перестраховываются, предварительно выкладывая свои работы в соцсетях, — так всегда можно доказать первичность своей работы, тем более все посты сохраняют дату. Столкнулась однажды Ольга и с мошенничеством: женщине продали куклу на «Авито» якобы ее авторства. В итоге покупательница получила какого-то потрепанного китайского пупса.

«Все вопросы по продажам и заказам я всегда решаю сама, без посредников, из личного кабинета продавца на “Ярмарке мастеров”, со своих аккаунтов в соцсетях или со своего номера телефона, — предупреждает художница. — Также на одежде моих кукол всегда пришит авторский лейбл, а на шее присутствует мой товарный знак».

Куклы — это не игрушки: как детскую забаву превратить в арт-объект и предмет охоты коллекционеров со всего мира  фото

Предусмотрено у Коробовой гарантийное и постгарантийное обслуживание: если владелец нечаянно повредил куклу, мастер всегда найдет способ, как исправить неприятную ситуацию. Обычно кукла высылается обратно, и она по возможности ее восстанавливает. Хотя, как отмечает Ольга, при правильном уходе куклы из используемых ею пластиков могут прожить в семье не одно поколение. Главное — не ронять их, беречь от домашних животных и, во избежание выгорания цвета, — от попадания прямых солнечных лучей.

«Сегодня я не веду курсов, кроме небольших мастер-классов, а все свое время посвящаю самосовершенствованию и новым задумкам, — говорит Ольга. — Поэтому если кто-то хочет научиться всему, что умею я, то рецепт успеха тут прост: наберитесь огромного терпения, много трудитесь и не думайте о быстрых продажах. Сначала вы работаете на куклу, а потом кукла начинает работать на вас. Но все это при одном условии — любви к своему делу!»

Читайте также

Фильтр