В отличие от знаменитого дома под номером 221b по Бейкер-стрит, которого не существовало, когда сэр Артур Конан Дойл писал о приключениях Шерлока Холмса, дом под номером 42 по Щелковскому шоссе имеет место на самом деле. Именно тут, в Измайлово, живет главный персонаж детективов Александры Марининой — оперуполномоченный Московского уголовного розыска Настя Каменская.
И дом, и героиня детективных историй — почти ровесники. Пятиэтажка построена в 1961 году, а Настя родилась годом ранее. В одном из интервью Александра Маринина призналась, что поселила свою героиню в Северном Измайлово в качестве воспоминания о первых годах жизни в столице. Сюда семья будущей писательницы переехала из Ленинграда. Дом №42 по Щелковскому шоссе Маринина произвольно выбрала на карте. Сама она жила в начале 1970-х годов на Сиреневом бульваре.
Криминальные науки и искусства
Марина Анатольевна Алексеева, взявшая себе творческий псевдоним Александра Маринина, предпочитает называть себя не писателем и литератором, а автором. Маринина — автор не только многочисленных детективных романов, но и более тридцати научных трудов, в том числе монографии Crime and Crime Prevention in Moscow, изданной Межрегиональным институтом ООН по проблемам преступности и правосудия (UNICRI).
За плечами Александры Анатольевны — юридический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, Академия МВД СССР и кандидатская диссертация на тему «Личность осужденного за насильственные преступления и предупреждение специального рецидива»; а на плечах — погоны подполковника милиции. Именно в этом звании в 1998 году Марина Анатольевна вышла в отставку.
Еще в 1991 году Марина Алексеева совместно с Александром Горкиным написала детективную повесть «Шестикрылый Серафим». Тогда и появился ставший знаменитым псевдоним Александра Маринина, составленный из имен авторов. Вскоре после публикации повести Марина Алексеева начала самостоятельную литературную карьеру под псевдонимом Александра Маринина и опубликовала в журнале «Милиция» роман «Стечение обстоятельств». Так впервые появляется основной персонаж будущего цикла детективных произведений автора — оперуполномоченный 2-го отдела МУРа Анастасия Каменская.
«Сюжет на преступлении не построишь»
О своем творческом методе Маринина говорит: «Это глубокое заблуждение думать, что реальное преступление может стать сюжетом: не может. Реально совершенное преступление может стать толчком автору — [чтобы] задуматься, о чем он хочет написать книгу. Сюжет на преступлении не построишь, преступление — это стержень, вокруг которого этот сюжет можно накрутить». Рабочий процесс автор описывает так: «Когда я пишу, совершенно не могу читать, я должна держать в голове весь текст полностью. Вместе с синопсисом и со всеми дополнениями».
Автор Маринина — перфекционист. Видно, как блестяще она использует профессиональный опыт, приобретенный во время работы в правоохранительных органах. Маринина замечает, что особенности российского детектива заключаются в его безграмотности. Советский детектив, по словам писательницы, был безупречно грамотен с правовой точки зрения. Сама она на этапе сбора материала для новой книги обращается к консультантам, если затрагиваются вопросы, в которых писательница не компетентна.
В середине 90-х были написаны произведения «Игра на чужом поле», «Украденный сон», «Убийца поневоле», «Смерть ради смерти», «Смерть и немного любви», «Черный список» и еще несколько книг, в которых неизменно действует Настя Каменская. Маринина признает, что частично в Каменской, частично в Татьяне Образцовой (Томилиной) есть черты характера самой писательницы. Татьяна, еще одна героиня Марининой, впервые появилась в романе « Я умер вчера» (1997).
К создательнице Каменской и Томилиной пришли слава и почет: Маринина была отмечена премией МВД России. На Московской международной книжной выставк -ярмарке в 1998 году она признана «Писателем года» (ее книги в 1997 году проданы крупнейшими тиражами); в том же году писательница стала лауреатом премии журнала «Огонек» в номинации «Успех года». Годом позже Настя Каменская шагнула в кинематограф. На протяжении почти 11 лет было снято шесть сезонов сериала «Каменская». Главную роль исполнила Елена Яковлева.
Маринина — автор не только криминального жанра. Еще в романе «Тот, кто знает» Маринина попыталась отступить от своего привычного детективного амплуа, а в 2009– 2010 годах в свет вышла семейная сага из трех книг под общим названием «Взгляд из вечности»: «Благие намерения», «Дорога» и «Ад». Марининой интересно наблюдать, как трансформируется характер и меняется время. А к эпохе 1950-х годов, в которой разворачивается повествование одной из частей, писательница испытывает особенно нежное отношение. Позже на телевидении вышла экранизация трилогии — мелодраматический сериал «Взгляд из вечности».
Другая Маринина
В 2013 году Александра Маринина публикует новое произведение с ярлычком «“Другая” Маринина» — трехтомник «Оборванные нити». Главным персонажем стал судмедэксперт. У автора прежде не было возможности глубоко вникнуть в эту профессию. Но когда судьба свела Маринину с одним ее представителем, который согласился помочь и рассказывать, то родился новый сюжет.
По убеждению Марининой, только люди с определённым характером могут прийти в судебную медицину и тем более в ней остаться. В «Оборванных нитях» тоже трупы, но автор решила покопаться исключительно в душе самого судмедэксперта, а не в душах людей, из-за которых трупы попали на его стол.
Книга была воспринята неоднозначно. Маринина признавалась, что получала большое количество негативных отзывов. Вплоть до «Маринина разучилась писать детективы». И все-таки роман нашел своего читателя: аудитория у «“другой” Марининой» частично осталась прежней. Пришли и новые читатели, которых детективы вообще не интересовали как жанр.
После «Оборванных нитей» Маринина вернулась к проверенному рецепту литературного успеха, к Настасье Павловне Каменской и ее новым помощникам — молодым следователям Антону Сташису и Роману Дзюбе. Правда, экспериментировать с литературными формами и задачами Маринина не перестала. В 2018 году вышел «Горький квест» — еще одно издание в трех томах. Целью романа было своеобразное исследование поведения человека в контексте советского быта. Для этого Маринина организовала фокус-группы из молодых людей, которые не помнили жизни в СССР. Их ставили в определенные ситуации, и они должны были решить, как бы они поступили, если бы на дворе были 1970-е годы. Эти решения автор вписывала затем в сюжет романа. Пока что это самая необычная работа «королевы детектива», но, кажется, только пока.