Красный директор

Красный директор, фото

Иван Алексеевич Лихачев

От Завода имени Лихачева в Даниловском районе сейчас остались лишь центральная проходная и бронзовый бюст директору предприятия Ивану Лихачеву. Ему, безусловно, стоит отдать дань уважения как крепкому хозяйственнику и талантливому организатору, работавшему в очень непростых условиях становления новой Советской страны. Он был не просто успешным руководителем одного из крупнейших предприятий СССР, а одним из организаторов советской автомобильной промышленности. Впрочем, была в жизни Лихачева и другая страница.

Об Иване Лихачеве написано множество статей и сборников, вышла книга в серии ЖЗЛ, наконец, в 1969 году был снят фильм «Директор», и именно Лихачев стал прообразом его главного героя. Большинство материалов описывают события, происходившие с 1926 по 1939 год, а затем с 1940-го по 1950-й — в это время Лихачев возглавлял АМО/ЗИС.

Красный директор  фото

Иван Лихачев и Максим Горький, 1928 год

Известно, что родился он в крестьянской семье в июне 1896 года в Тульской губернии. Образование получил лишь начальное, потом уехал в Петербург, где устроился учеником, а потом слесарем на Путиловском заводе, прошел шоферские курсы. Во время Первой мировой был призван на флот, а в 1917-м уже вступил в партию большевиков. Позже начал работать во Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Об этом периоде жизни Лихачева не известно практически ничего, можно лишь попытаться самостоятельно и частично восстановить этот пробел, учитывая специфику работы ВЧК.

АМО — Автомобильное московское общество, завод, заложенный в августе 1916 года. Основатель предприятия — торговый дом «Кузнецов, Рябушинские и Ко ». Из-за революции завод достроен не был, но выпускал итальянские грузовики.

С 1921 года Лихачев переходит на другой «идеологический фронт» — в профсоюзы, в которых и проработал до назначения на должность директора завода. Стоит отметить, что в те времена АМО было совсем небольшим предприятием с недостаточным количеством оборудования, выпускавшим отверточной сборкой дорогие по себестоимости автомобили, но даже те — малыми партиями. Нужно было организовать производство и массовый выпуск отечественных машин.

Задача перед Лихачевым стояла очень сложная, ситуацию усугублял недостаток у него как общего, так и специального образования. Однако в самом начале своего директорского пути Иван Алексеевич усиленно занимался сам. Он штудировал учебники по бухучету, а затем по физике и сопромату, а позже нанимал учителей, как для себя, так и для начальников цехов. С мертвой точки дело сдвинулось после посещения Лихачевым и его конструкторами заводов Форда в США. Внедрить изученные в Америке методы в СССР было титаническим трудом, с которым Лихачев справился, показав себя крепким руководителем, способным преодолевать типичные в стране проблемы с нехваткой материалов и комплектующих или с несвоевременной их поставкой, и при необходимости добиваться согласия на свои инициативы в «высоких кабинетах».

Красный директор  фото

Бронированный ЗИС-5, 1941 год 

Лихачев запустил первый в СССР конвейер по производству автомобилей, при нем ЗИС стал автомобильным гигантом и вышел на производство 150 тысяч грузовиков в год. Именно Лихачев придумал способ запускать в производство новый автомобиль, не останавливая конвейер со старой моделью, делать постепенный переход, за что потом получил Сталинскую премию. Во время Великой Отечественной войны показал себя директором со стратегическим мышлением. Он смог не только организовать экстренную эвакуацию большого завода, но и наладить производство, учитывая, что сотрудники и станки были отправлены в четыре разных города — Ульяновск, Миасс, Челябинск и Шадринск. Позже на базе эвакуированных из Москвы цехов возникли самостоятельные заводы, работу которых также вначале настраивал Лихачев. Руководителями этих новых предприятий стали бывшие сотрудники ЗИСа. Неправильно было бы говорить, что превращение АМО/ЗИС в один из ключевых автомобильных заводов страны — это заслуга исключительно Лихачева, однако его вклад в становление автопрома был значительным. 

Читайте также

Фильтр