Красные Ворота — Бауманская: безымянные привидения

Сегодня мы совершим прогулку по центральной части Басманного района, чтобы увидеть «мостик» от конструктивизма к сталинскому ампиру, немецкий гербовый орел в центре Москвы, терем в неорусском стиле, дом главного советского спортивного комментатора, сохранившийся барочный храм середины XVIII века, а также узнаем, почему дом Рокотова сам Федор Рокотов вряд ли бы называл своим домом.

Красные Ворота — Бауманская: безымянные привидения, фото

Храм Никиты Мученика на Старой Басманной

Фото: К. Спасский

Длина маршрута — 3 км, или 4 тыс. шагов.

От станции метрополитена «Красные Ворота» идем вдоль Садового кольца, после чего переходим через Старобасманный путепровод, связывающий Старую Басманную улицу.

Перед нами появляется (1) доходный дом инженера Осипа Вильнера, построенный в 1902-1904 годах по проекту Николая Жерихова — одного из самых востребованных мастеров модерна в предреволюционной Москве. Этот архитектурный стиль имел множество течений, возникавших в разных странах мира, преимущественно европейских. Дом Вильнера был реализован в венском модерне.

Красные Ворота — Бауманская: безымянные привидения  фото

В 1916 году здание было перестроено по проекту архитектора Федора Кольбе. После национализации квартиры были переоборудованы в коммунальные.

В 1970-х годах в доме Вильнера жил легендарный советский спортивный комментатор Николай Озеров, автор знаменитой фразы «Такой хоккей нам не нужен!». Она прозвучала во время Суперсерии 1972 года с участием советских и канадских хоккейных сборных. Эти события показаны в фильме «Легенда № 17» (2013), в котором можно увидеть героя Николая Озерова и услышать ту самую фразу.

В позднесоветский период дом был известен располагавшимся на первом этаже «финским магазином» с овощами и фруктами. Назван он так был благодаря технической начинке европейских супермаркетов, установленной специалистами из Финляндии. Просуществовал до конца 1990-х годов.

(2) Храм Никиты Мученика в Старой Басманной слободе в деревянном исполнении возник в еще в первой четверти XVI века. Существующая церковь в стиле русского барокко была построена под началом Дмитрия Ухтомского в 1745-1751 годах. Храм устоял и в пожаре 1905 года, и в период советского забвения его духовного назначения. До нашего времени внешне он дошел в близком к оригинальному виду. В 1994 году храм возвращен Русской православной церкви, а в 1997 году освящен патриархом Алексием II.

Красные Ворота — Бауманская: безымянные привидения  фото

В храме в 1830 году отпевали дядю Александра Пушкина — Василия Львовича. Вместе с Пушкиным в храм пришли Петр Вяземский и Николай Языков.

Далее по Старой Басманной улице находится (3) жилой дом кооператива «Бауманский строитель», построенный в 1934 году в конструктивистском стиле. Так как проектировался он уже на излете популярности авангарда в советской архитектуре, в фасадных решениях можно увидеть «украшательства», которые являются «мостиком» от конструктивизма к сталинскому ампиру.

Красные Ворота — Бауманская: безымянные привидения  фото

На углу с Токмаковым переулком видим сохранившийся флигель усадьбы, которая находилась здесь с XVIII века. Он часто именуется (4) домом Рокотова, но правда в том, что сам дом не сохранился, а это именно флигель. К тому же неизвестно, был ли он вообще в составе усадьбы во время владения художником Императорской академии Федором Рокотовым, который является автором хрестоматийного коронационного портрета Екатерины II. Он жил в усадьбе с 1785 по 1793 год.

Красные Ворота — Бауманская: безымянные привидения  фото
Красные Ворота — Бауманская: безымянные привидения  фото

Старый «рокотовский» дом был разобран еще в 1836 году, уже при следующих владельцах. Первая информация о сохранившемся флигеле датируется 1803 годом, на планах он указан как одноэтажный. Таким образом, даже если это здание и появилось при Федоре Степановиче, то не было его основным домом и имело всего один этаж.

В 2015 году флигель был капитально отреставрирован.

За ним можно обнаружить (5) доходный дом Шиллера, построенный в 1910-1912 годах по проекту инженера-архитектора Р. Томсона для Адольфа Шиллера, связанного с Русско-Китайским банком и имеющим, очевидно, немецкое происхождение. Неудивительно, что сверху здание, напоминающее многим средневековую крепость, имеет очертания немецкого гербового орла.

Красные Ворота — Бауманская: безымянные привидения  фото
Красные Ворота — Бауманская: безымянные привидения  фото

Такой флер вдохновлял москвичей на распространение слухов, о том, что в этом доме живут привидения. В похожих случаях к слухам прилагается какая-то легенда с именами привидений. Но в доме Шиллера у привидений даже нет имен и какой-то истории происхождения. Большой потенциал для выдумщиков и любителей городских легенд.

Красные Ворота — Бауманская: безымянные привидения  фото

(6) Деревянный дом Пелагеи Кетчер был выстроен в 1820 году и является образцом типовой застройки Москвы после пожара 1812 года.

Красные Ворота — Бауманская: безымянные привидения  фото

В 1820-х годах в этом доме проживал Василий Львович Пушкин, родной дядя Александра Пушкина, известный поэт начала XIX века. Он был автором первых манифестов карамзинской школы и занимал должность старосты литературного общества «Арзамас». Именно сюда, на Старую Басманную, в сентябре 1826 года приехал Александр Пушкин, чтобы навестить дядю после долгих 15 лет разлуки с Москвой. Этот визит стал одним из первых его посещений столицы после возвращения из ссылки.

Сегодня в этом здании расположен музей, посвященный Василию Львовичу Пушкину. Экспозиция включает произведения живописи, декоративно-прикладного искусства, мебель, элементы интерьера, а также книги, датируемые XVIII — началом XIX века. Все эти предметы позволили воссоздать обстановку комнат, где когда-то собирались выдающиеся литераторы той эпохи. Музей не только знакомит посетителей с жизнью и творчеством Василия Пушкина, но и раскрывает историю его отношений с племянником, Александром Пушкиным. Здесь можно не только окунуться в быт пушкинского времени, с его утраченными деталями повседневности, но и почувствовать особую атмосферу радушного московского дома.

(7) Дом Мусина-Пушкина является одним из самых пышных дворцов допожарной Москвы, дошедших до наших дней. Этот особняк был построен в классицистическом стиле в конце XVIII века для графа Алексея Ивановича Мусина-Пушкина — известного государственного деятеля, коллекционера и мецената, чья страсть к искусству и истории сделала его дом центром интеллектуальной жизни Москвы. Здесь хранилась уникальная библиотека, включавшая редкие рукописи, среди которых — легендарное «Слово о полку Игореве». Дом стал местом встреч выдающихся личностей эпохи — здесь обсуждали литературу, искусство и науку, а стены здания навсегда пропитались духом просвещения.

Красные Ворота — Бауманская: безымянные привидения  фото

В 1835 году был куплен московскими властями для размещения Второй Московской гимназии. В советские годы здание было надстроено четвертым этажом, который нарушил органичность оригинального фасада. С 1943 года и по наши дни в усадьбе располагается Московский государственный строительный университет.

Красные Ворота — Бауманская: безымянные привидения  фото
Красные Ворота — Бауманская: безымянные привидения  фото

Еще один пример сталинской архитектуры — (8) жилой дом Плановой Академии имени Молотова Госплана СССР, построенный в 1935-1940 годах по проекту архитектора Дмитрия Разова.

Красные Ворота — Бауманская: безымянные привидения  фото

Жилые дома по Спартаковской улице в 1930-х годах возводили вдоль обновленных красных линий застройки. Улица в рамках реализации Генерального плана реконструкции Москвы 1935 года должна была статью магистралью, выполняющей роль связующего звена между центром города и грандиозным спортивным комплексом — стадионом имени Сталина на 200 тысяч человек. Задуманная как главная спортивная арена страны, она так и не была реализована полностью. Сейчас она известна как стадион «Измайлово».

(9) Здание по адресу: Спартаковская улица, дом 16, строение 1, словно сошедший со страниц сказки, привлекает внимание своим необычным обликом. Он был возведен в период с 1835 по 1845 год по проекту архитектора Тюрина. В промежутке между 1882 и 1909 годами зажиточный крестьянин Василий Герасимов осуществил масштабную перестройку здания. Над уже существовавшим строением он надстроил третий этаж, а с левой стороны возвел новое сооружение. Оба здания были объединены общим фасадом, выполненным в неорусском стиле. Проект этой реконструкции был разработан инженером И. М. Лавровым. В 1910-х годах перестроен архитектором Кузнецовым.

Красные Ворота — Бауманская: безымянные привидения  фото

После революции 1917 года здание превратили в жилой дом, а в конце 1990-х оно перешло в собственность Московской патриархии. Сегодня на первом этаже располагаются магазины и кафе, но главная ценность дома кроется в его основе — древней двухэтажной палате, сохранившейся с давних времен. Историк Москвы Сергей Романюк отмечает, что правая часть здания, представляющая собой двухэтажную каменную постройку, была обозначена на плане участка купца второй гильдии Емельянова еще в 1816 году и, вероятно, может быть датирована еще более ранним периодом.

Завершим прогулку у здания с причудливыми фигурами на фасаде. Это основанный в 1929 году (10) Московский театр кукол (МТК), который занимает бывший жилой дом Рожкова середины XIX века, реконструированный в 1914 году. Эти стены вмещали в себя Большой Елоховский электротеатр, Театральную студию имени Марии Ермоловой, Московский драматический театр. С 1970 года его занимается театр кукол.

МТК стал одним из первых профессиональных кукольных театров в СССР. В первые годы своего существования театр ставил преимущественно спектакли для детей, такие как «По щучьему велению» и «Гуси-лебеди», которые стали классикой кукольного жанра.

За последние десятилетия театр представил свои спектакли более чем в 30 странах мира, включая Францию, Германию, Японию, США, Китай и страны СНГ. Одним из знаковых событий стало участие в Международном фестивале кукольных театров в Шарлевиль-Мезьере во Франции, который считается крупнейшим в мире.

Московский театр кукол не только популяризирует русское кукольное искусство, но и позволяет детям и взрослым оказаться в сказке. И для погружения в нее не обязательно посещать его спектакли. Достаточно рассмотреть причудливые фигурки на фасаде и добавить совсем немного воображения.

Кирилл Спасский

Читайте также

Фильтр