Москвич в судебном порядке требует с котокафе почти 400 тысяч рублей за то, что ему отказались отдать кошку дорогой породы
Формат кафе
В котокафе «Котики и Люди» понравившееся животное можно забрать домой. А перед этим, если приглянувшийся котик не возражает, пообщаться с любым из усатых обитателей. Стоит это от трех рублей в минуту. Вариантов досуга в кафе много: есть йога с котиками, уроки рисования в компании хвостатых, игротека. Услуга востребована среди тех, кто обожает котов, но не может себе позволить держать животное дома – аллергия у домочадцев, съемная квартира и т. п. Практикуют здесь и кошачью психологию.
«Бывает, что человеку в силу каких‑то жизненных обстоятельств срочно требуется общение с котиками. Мы таким людям помогаем», – рассказывает основатель и владелец котокафе Владимир Кузин. Кстати, наша газета писала уже про этого мужчину – ради заблудившегося в метро рыжего котенка Владимир даже прыгнул на рельсы (см. статью «Ради спасения котенка мужчина прыгнул на рельсы метро» на сайте газеты http://msk.mr7.ru).
Неожиданный поворот
Летом 2017 года в котокафе заглянул москвич Кирилл Ф. Гостю приглянулась кошка балинезийской породы по кличке Акварель. Он изъявил желание забрать красавицу себе. Однако просто так положить четвероногого питомца в переноску и уйти в тот же день с ним домой в котокафе нельзя. Кириллу предложили заполнить стандартную анкету, ответив примерно на 40 вопросов.
«У нас на сайте задекларировано, что мы отдаем наших котиков в добрые руки, – поясняет Владимир. – Чтобы стать «усыновителем», надо пройти определенную проверку. Это не должно быть сиюминутным решением: «Хочу, отдайте».
От момента заполнения анкеты до окончательного решения обычно проходит больше месяца. Юридически мы не являемся владельцами наших котиков. Часто это домашние питомцы, от которых отказываются в силу личных обстоятельств. И владелец, отдающий котика, заинтересован в том, чтобы он попал в надежные руки. Мы согласовываем кандидатуру нового владельца с прежними хозяевами. А если к нам попадает бездомный котик, то ему назначают куратора-волонтера.
Мы должны совпадать с потенциальными хозяевами по многим пунктам, например в отношении стерилизации. С Кириллом общалась куратор Акварели Виктория. И действительно, в нескольких очень принципиальных моментах их взгляды не сошлись. В результате мы отказали Кириллу в «усыновлении». Хочу отметить, что это обычная практика. Мы работаем с 2015 года, за это время наши гости заполнили больше шестисот анкет. Но усыновителями в итоге стали из них меньше трехсот».
Отдали в другую семью
Обычно заявители, получившие отказ, не держат зла и продолжают приходить в котокафе в качестве гостей. Но Кирилл поступил иначе. Он решил, что, заполнив анкету, тем самым он подписал договор оферты, а значит, в кафе ему просто обязаны были отдать Акварель. Но Виктория посчитала иначе. Она уверена, что более подходящим владельцем для Акварели станет другой человек, и отдала кошку в женские руки. Кирилла этот факт возмутил. Будучи юристом, он написал досудебную претензию с требованием вернуть ему именно эту кошку. И получил повторный отказ. Тогда молодой человек отправился в прокуратуру.
5000 рублей и выше стоит в Москве котенок балинезийской кошки
Но и там не нашел взаимопонимания. В итоге под Новый год на адрес кафе пришло исковое заявление. В нем Кирилл называл кошку «вещью», перечислял статьи Гражданского кодекса, которые, по его мнению, нарушили в котокафе, требовал выдать ему Акварель по решению суда. Попутно заплатить компенсацию за моральный вред и возместить расходы на юриста.
Юридические издержки Кирилл оценил ни много ни мало в 64 тысячи рублей. С компенсацией морального вреда молодой человек, судя по всему, до конца не определился – в начале искового заявления он требовал 200 тысяч рублей компенсации, в конце сумма морального вреда возросла до 300 тысяч.
5–15 тысяч рублей, в зависимости от ситуации, тратят владельцы кафе «Котики и люди» на то, чтобы подготовить кошку к «усыновлению». В эту стоимость входит обследование у ветеринара, прививки, карантин, а в случае необходимости и меры по выведению гельминтов. Новый владелец забирает стопроцентно здоровое животное.
«Этот иск, безусловно, вызвал у нас бурю эмоций, – отмечает Владимир Кузин. – Такое у нас впервые. Но он подтвердил: наше первое впечатление о человеке оказалось верным. Если бы Кириллом двигала забота о потенциальном питомце, то он не стал бы так категорично требовать забрать Акварель у новой хозяйки. Мы ненавязчиво наблюдаем за нашими котиками и после «усыновления», это принципиальное условие. У Акварели все хорошо – она обжилась в новом доме, ее обожают, она привыкла к новым хозяевам. Кирилл же в ультимативной форме требует спустя год после «усыновления» питомца изъять и отвезти ее в новый дом к новым людям. Это гуманно?»
Что скажет суд
Первое судебное заседание было назначено на конец года, но в Одинцовском городском суде решили, что истец ошибся с подсудностью, и переправили заявление в Останкинский, по юридическому адресу кафе.
Новую дату рассмотрения пока не назначили. Владимир Кузин и весь коллектив кафе уверены, что победа будет за ними. Аналогичного мнения придерживаются и практикующие юристы.
Мнение юриста
«Правда, в том числе юридическая, на стороне владельцев кафе «Котики и люди», – отмечает юрист Кристина Семенова. – Исковое требование абсурдно, а ссылка на статус потребителя – тем более, так как закон «О защите прав потребителей» регулирует «отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров».
В случае с Акварелью речь идет о дарении. Эти отношения не подпадают под действие закона «О защите прав потребителей». Это автоматически исключает требование о компенсации морального вреда, так как согласно ст. 151 ГК РФ его можно потребовать только в случаях, предусмотренных законом.
Тот факт, что Акварель уже не находится в кафе, исключает возможность ее истребования. Можно было бы говорить о возмещении убытков, но это только при наличии договора, который бы администрация кафе не исполнила. Но такого договора не было».