Короли корпоратива, или «любимая группа российских олигархов»

 О Flora Band можно ничего не знать, но ни разу не услышать их игру — сложно. Музыка этой группы звучит в фильме «Перекресток» с Леонидом Ярмольником, коллектив играл в совместных концертах с Элтоном Джоном и Робби Уильямсом, Кристиной Агилерой и Анастейшей, Томом Джонсом и Энрике Иглесиасом, и как аккомпанирующий состав — с Игорем Бутманом и Григорием Лепсом, Александром Розенбаумом и Сергеем Мазаевым, Дмитрием Маликовым и Александром Добронравовым. Более того, на оборудовании Flora Band более десяти лет продержалось одно из самых популярных вечерних шоу Первого канала — бэнд это еще и прокатная компания высококачественной концертной аппаратуры. Ну а на запрос в интернете поисковики в первых же строчках выдают, что это «любимая группа российских олигархов».  

Короли корпоратива, или «любимая группа российских олигархов», фото

Музыкальная группа Flora Band

Фото: Flora Band

«Надо отдать им должное, — говорит о своих высокопоставленных клиентах Виталий Кочубей, основатель и продюсер, вокалист и гитарист Flora Band, — именно эти люди стали для нас примером ведения бизнеса и выстраивания партнерских отношений».

В жизнь столичного бомонда группа вошла четверть века назад, играя в популярных заведениях у тогда еще будущих лидеров отечественного списка Forbes.

Короли корпоратива, или «любимая группа российских олигархов»  фото

Перекресток семи дорог привел в Москву

История Flora Band началась 20 апреля 1990 года в Ленинграде, еще во времена СССР. В тот день Виталий Кочубей, накануне прибывший из родного Мелитополя, вышел на сцену первого ночного клуба в городе на Неве. Он занял место своего старшего брата, заведовавшего выступавшим здесь музыкальным коллективом, благо что сам по образованию был дирижером и руководителем оркестра. Там же он познакомился с барабанщиком Борисом Семенюком. В июне к ним присоединился клавишник Андрей Кано из Кишинева. Втроем они и стали костяком самого легендарного в российском шоу-бизнесе кавер-бэнда — профессиональной командой, которая исполняет как популярные песни западных и отечественных групп, так и собственный репертуар.Название у группы появилось годы спустя, благодаря ресторану «Флора» на Петроградке, в который группа перешла работать в 94-м. Здесь собирались первые российские банкиры и олигархи, они же начали приглашать ребят на гастроли в Москву — там-то и стали писать на гримерке название ресторана, по которому их узнавали. И там же их услышали и оценили российские звезды. В результате, когда для фильма Дмитрия Астрахана «Перекресток» потребовалось записать музыку, а «Машина времени» не смогла из-за гастролей, то вспомнили именно про питерскую «Флору». Так появилась и знаменитая песня для одноименного фильма, и альбом с таким же названием.«История с кино нам сильно помогла, — вспоминает Виталий Кочубей, — и вообще тот, для многих кризисный 1998-й, для нас стал заделом для нового этапа: после безуспешных попыток наших заказчиков создать аналог нашей группы в Москве, мы получили финансовое предложение, от которого было сложно отказаться…»

Так группа всем составом, включая домочадцев, переехала в столицу. И первое, что музыканты приобрели по условиям свежеподписанного контракта — это концертное оборудование для своих выступлений. Уже тогда техника у Flora Band была подобрана такая, что Дмитрий Маликов, заглянувший к ним за кулисы, удивился — у нас, мол, и в студии такого нет. 

«В нашей команде никогда не возникало вопросов об инвестициях — мы втроем, на все свободные средства постоянно покупали колонки, синтезаторы и даже студийные гаджеты. Нами двигала мечта играть на хороших инструментах, и иногда это доходило до фетишизма, — улыбается основатель Flora Band. — Но это же позволяло нам делать и очень качественные концерты: кто-то вкладывался в записи альбомов, а мы — в живые выступления. Мы даже потратили 50 тыс. долл. на свою студию — купили помещение в Крылатском, чтобы записать свой альбом, но так и не стали делать там акустический дизайн — в середине нулевых началась волна музыки в формате mp3, причем во многом контрафактной, доходы всех студий разом упали. Да и нам, после нескольких проб пера, не понравился сам студийный процесс — он оказался для нас слишком скучным и делать из этого бизнес мы так и не стали. Из-за этого, кстати, у нас никогда не было фонограмм, и впоследствии приходилось отказываться от серьезных гонораров за выступления, к примеру, на открытых площадках зимнего Куршевеля.

Вскоре, все в той же Франции, у группы даже появился склад для хранения концертного оборудования — график Flora Band выстраивался в соответствии с корпоративными мероприятиями российского бомонда. И хотя группа так и оставалась в статусе кавер-бэнда, ее технический уровень уже приближался к уровню звезд шоу-бизнеса — та же «Машина времени» и «Океан Эльзы» играли на личном оборудовании Flora Band.

Короли корпоратива, или «любимая группа российских олигархов»  фото

Авантюра в кризис

«В начале 2008 года мы отправились с концертами на Багамы, и от длительного перелета у меня в голове что-то щелкнуло – так родился план более прибыльный, чем несостоявшаяся студия, прокатной компании по аренде концертного оборудования, — вспоминает Виталий Кочубей. — Мы вообще из каждого кризиса всегда выходили с новой идеей…»

Идея, надо признать, была до безобразия проста — купить еще большую кучу оборудования, вложившись в него по максимуму, для чего Андрей Кано, к примеру, даже продал за 150 тыс. долл. квартиру в центре Кишинева, доставшуюся ему от родителей. Заказ оборудования из США сделали в мае, но из-за мирового экономического кризиса получили его только 18 декабря 2008 года — с этого дня компаньоны ведут отсчет начала собственного бизнеса и создания компании по аренде концертного оборудования FB-Pro. Расчет был простой — клиенты Flora Band должны были стать и клиентами новой прокатной компании. Так и получилось: бизнесмены при организации своих вип-мероприятий обращались к музыкантам-прокатчикам еще и за техническим обеспечением, причем в любой точке мира — аппаратура закупалась с расчетом и длительных перевозок, и сложных условий выступлений: в Венесуэле и Сирии, Сейшелах и Мальдивах. Причем не без риска — в одном из туров по островам Индийского океана баржа с аппаратурой затонула. Тогда дорогостоящие райдерные приборы еле спасли, но из-за соленой воды на ремонт было потрачено более 50 тыс. долл. Правда, музыканты успели перед этим застраховать оборудование, что и покрыло все расходы.   

«Сегодня уже можно признаться, что когда мы начинали наш новый бизнес, я огромную сумму наших кровно заработанных денег перевел в Нью-Йорк абсолютно незнакомому человеку — авантюра же чистой воды! Поставщик мог запросто кинуть, и концов бы не нашли, — вспоминает Виталий. — Когда я это осознал, то решил все эти операции передать Андрею — он более хозяйственный в этом плане. В принципе, мы тогда так распределили обязанности: я — локомотив компании, Андрей на закупках, за Борисом — дирекция». 

«Локомотивом» Кочубею на первых порах пришлось поработать буквально — в перерывах между собственными выступлениями он колесил по российским регионам даже с канадской певицей Ларой Фабиан, сам загружал аппаратуру для ее выступлений, сам настраивал. Друзья тогда пока только наблюдали — никто еще не понимал, как организовывать этот бизнес, а инициативу Виталия все же воспринимали как прихоть.

Короли корпоратива, или «любимая группа российских олигархов»  фото

Первый канал и бухгалтерия

На одном из концертов Flora Band к Кочубею подошел продюсер Первого канала: «Откуда такой звук и свет?!». А это все наше, ответил Виталий. Так команде предложили подключиться к телевизионному шоу «Вечерний Ургант» — музыканты подбирали для каждого нового выпуска новый сетап (комплект оборудования), тестировали новые технологии, которые у них тут же перенимали продюсеры артистов, участвовавших в телесъемках.

«Мы практически создавали моду на новое технологичное оборудование, на цифровой бэкстейдж для шоу-бизнеса, — замечает Виталий. — Хотя тогда еще было мало серьезных прокатных компаний, не было образовательных программ, чтобы воспитывать серьезные кадры для продакшна».

Не было, к слову, и четкой бухгалтерии — вся концертная отрасль держалась на живых деньгах и честном слове. И FB-Pro на примере собственных взаимоотношений с телеканалом и рядом других крупных заказчиков, начала регистрировать юрлица, вводить официальные договора и практиковать безналичный расчет c субподрядчиками и фрилансерами. Для всего шоу-бизнеса, который до недавнего времени никем не модерировался, эти новшества упали как снег на голову — какой-то кавер-бэнд диктует свои условия! Но где-то шутками, где-то доводами, а то и просто рок-н-ролльной харизмой, группа сумела переломить ситуацию в свою пользу. Да так, что даже на одной из пресс-конференций столичных знаменитостей их приводили в пример: хотите что-то создать сами — инвестируйте, как «Флора»! 

«Все-таки нам тогда не хватало знаний, как вести бизнес. Была и клиентура, и понимание, что требует рынок. Но образ мыслей на это не был настроен: одно дело выступать на сцене и постоянно креативить, другое — холодно и расчетливо сводить дебет с кредитом. Редким артистам это дано, — признается Виталий. — Но появилось у нас и осознание, что рано или поздно шоу-бизнес будет приводиться к четким правилам — всем придется заниматься налогами. И мы окунулись в это одними из первых. Не без потерь — заставить себя быть более организованными, чем это принято у музыкантов, в то время было очень сложно. В очередной раз спасибо нашим випам, которые в этом стали для нас примером».

Постепенно FB-Pro сформировала квалифицированную бухгалтерию и юридическую службу, но за ведение бизнеса все равно отвечало трио Кочубей-Кано-Семенюк. При этом для того, чтобы основательно переключиться на серьезный лад, группа даже привлекала спортивных психологов — в шоу-бизнесе таких наработок тогда еще не было. 

Короли корпоратива, или «любимая группа российских олигархов»  фото

Выход за рамки формата

В итоге созданная компания сосредоточилась на обслуживании не только ниши Flora Band — помимо вип-мероприятий и корпоративов появились крупные фестивали, дворцы спорта и концертные залы.

«Хоть в нашем портфеле заказов было мало джаза, — поясняет лидер группы, —  мы делали технический продакшн для ряда летних рок-фестивалей: “Рок над Волгой”, “Рок в Тамбове”, “Чернозем” и других. В своей среде рент-компаний мы стараемся не переходить друг другу дорогу — избытка конкурентов в этом бизнесе нет, а субаренды много, поэтому ключевые игроки между собой не ссорятся и придерживаются примерно одинаковых расценок».

Но предсказать, во что выльется смета даже для одного артиста сложно: роль играет не только его личный райдер, но и условия и размеры площадки — это может быть небольшой клуб или даже частная квартира, а может быть стадион или концертный зал. Сегодня многие стараются хотя бы частично, но самостоятельно оборудовать свои залы, и иногда FB-Pro остается лишь довезти недостающую аппаратуру. Тут ситуация сродни с ценообразованием в такси — важны не только время и место, но и модель машины.

«Одному музыкальному коллективу достаточно звукового пульта за 10 тыс. руб. в аренде, а другому — только за 100 тыс. Кому-то свет вообще не нужен, а другому надо так, чтобы глаза выжигало. Есть площадки, где хватает 10 световых приборов, а бывает, что требуют до тысячи, — приводит примеры Виталий. — Могут быть проекты стоимостью и до 10 млн руб. — это свет и звук на площадке уровня парка Горького, а можно и за 50 тыс. поставить четыре колонки и четыре фонаря, и этого будет достаточно». 

Особое внимание уделяется расходам на персонал, и здесь действует железное правило: кто выделяет на него меньше, тот больше рискует. Ведь сотрудники FB-Pro, а их в компании почти 40 человек, специализируются на обслуживании райдеров в основном топ-артистов.   Все-таки 10 лет работы на «Вечернем Урганте» дали компании не только большой опыт, но и определенный имидж — она научилась учитывать любые капризы звезд.«Долгое время все, что зарабатывал прокат, мы вкладывали обратно в оборудование. Всегда хватало доходов с концертной деятельности, а свое детище мы холили и лелеяли. И лишь недавно стали начислять себе хоть какие-то зарплаты, — рассказывает Кочубей. — К тому же сейчас кавер-бэндов становится все больше и больше, причем по нашему же подобию — очевидно, что люди собирали наши плейлисты, бывали на наших концертах, а теперь даже делают похожие аранжировки. И хотя Flora Band старается не стареть и выпускает новые шоу-программы, мы планомерно развиваем нашу прокатную компанию: больше уделяем внимания складу, логистике и безопасности. И это приносит свои плоды».

К настоящему времени в прокатном листе компании — почти 1000 позиций различного оборудования, в общем списке есть свои градации по разновидностям приборов и количеству. Все это занимает 700 «квадратов» двухэтажного склада недалеко от Сколково. Приводить его в порядок группа начала лишь в период пандемии — именно в тот момент деловым музыкантам стало понятно, что второй такой вынужденной паузы чтобы довести свое дело до ума, больше может и не быть.

Оглядываясь назад, лидер Flora Band и FB-Pro говорит, что выстоять им удалось благодаря смелости, порядочности, дружбе и… любви — многое все-таки делалось ради женщин, которые были и остаются рядом с ними.

«Мы довольно рано поняли, что главное — это вместе пережить очередной кризис. Затем обязательно начнется подъем, в такие периоды мы часто оказывались единственными на рынке — люди творческие редко уживаются друг с другом надолго, многие аналогичные коллективы не выдерживали и распадались, уступая нам дорогу. Нам повезло — мы идеально подходили друг другу даже по психотипам, — говорит Виталий Кочубей. — Уверен, что на выходе и из нынешнего кризиса мы получим новую волну развития Flora Band и FB-Pro, обязательно вернется спрос на качественные шоу и новые проекты. Ну а мы останемся профессионалами своего дела».

Читайте также

Фильтр