В Обручевском районе на Ленинском проспекте в доме под номером 105 расположен единственный в своем роде киноклуб. Он носит имя легендарного режиссера — «Эльдар». Клуб был мечтой и детищем Эльдара Александровича Рязанова.
Киноклуб-музей
Еще в 2004 году Рязанов вместе с художниками согласовал работы по оформлению помещений клуба. Режиссер устроил три кинозала: «Большой», «Музыкальный» и «Греческий». В «Эльдаре» показывают ленты фестивальных программ, ретроспективы мировой киноклассики, документальное кино, устраивают спецпоказы российских фильмов с участием их создателей. Залы клуба принимают и концерты. Режиссер с гордостью рассказывал, что публика здесь замечательная — на уровне тех людей, которые здесь выступают. А бывали на его сцене и Михаил Жванецкий, и Белла Ахмадулина, и Сергей Юрский, и Алла Демидова, и Светлана Крючкова.
В «Эльдаре» гости могут отобедать. Рестораны и кафе в здании киноклуба — «Жестокий романс», «Берегись автомобиля» и «Братья Люмьер» — оформлены в соответствии со своими именами. Например, на стульях написаны фамилии актеров, которые снимались в фильмах Рязанова.
Но главное, киноклуб «Эльдар» включает в себя абсолютно уникальный проект — мини-музеи, посвященные творчеству корифеев советского и российского кино, коллегам Эльдара Александровича: режиссерам Леониду Гайдаю, Георгию Данелии, Алле Суриковой. Есть экспозиция о самом Рязанове, а также выставка о последнем фильме мэтра — «Андерсен. Жизнь без любви»; по завершении съемок часть костюмов и реквизита получил киноклуб.
Выставочные экспонаты заинтересуют любого любителя кинематографа: оригинальная модель пепелаца из фильма Георгия Данелии «Кин-дза-дза» (фантастический летательный аппарат, созданный для этой картины), один из легендарных двенадцати стульев со съемок ленты Леонида Гайдая, макет паровоза из фильма Рязанова «Небеса обетованные», а также автомобиль Ford RT 1912 года из комедии Рязанова «Ключ от спальни».
![Король комедии Король комедии фото](http://mr.moscow/wp-content/uploads/2023/11/44-2-1024x568.jpg)
Музей киноклуба «Эдьдар», 2021 год
«Я работаю не для себя»
За 50 лет творчества он снял 27 художественных картин. Писать о работах Эльдара Рязанова — это объять необъятное. В каждом фильме режиссера звучит голос эпохи. Наследие Рязанова — не только монументальное полотно в галерее отечественного кинематографа, но и весомый вклад в литературу: пьесы, проза, стихи…
В 1979 году Рязанов снял трагикомедию «Гараж». По сюжету герои картины в исполнении Валентина Гафта и Андрея Мягкова предлагают персонажу, которого играл сам Эльдар Рязанов: «Вытяните эту бумажку, счастливый вы наш». И протягивают ему шапку. Бумажка «лотереи», от которой зависело, кому достанется гараж, оказалась несчастливой. Совсем другое — в жизни. Творческий путь Эльдара Александровича складывался удачно, несмотря на столкновения с цензурой: к примеру, не дали снять картину о Сирано де Бержераке с поэтом Евгением Евтушенко в главной роли, а фильм «Человек ниоткуда» на четверть века «положили на полку».
Рязанов и до «Гаража» появлялся в кадре своих фильмов. Еще с 1965 года и комедии «Дайте жалобную книгу», где он сыграл главного редактора газеты. Как и Альфред Хичкок, который тоже появлялся в своих картинах, Рязанов так передавал зрителю привет. Это он — нерадивый кондитер в «О бедном гусаре замолвите слово», пассажир в автобусе в «Служебном романе» и пассажир в самолете, на плече которого сладко спал герой Андрея Мягкова — Женя Лукашин, когда летел из Москвы в Ленинград навстречу своей судьбе. А вот во враче, который идет по крылу самолета размораживать застрявшего в иллюминаторе мафиози в «Невероятных приключениях итальянцев в России», Рязанова невозможно узнать, лицо скрывает медицинская маска. В одном из своих последних фильмов «Андерсен. Жизнь без любви» (2006) режиссер сыграл хозяина гробовой мастерской. Мэтр прощался со зрителем.
Эльдар Александрович очень ценил мнение публики. В книге «Неподведенные итоги» (2005) Рязанов писал: «Я просто не могу жить без немедленного резонанса, без быстрых откликов, без сиюминутных зрительских и читательских рецензий, без записок из зала. У меня сразу же возникает ощущение вакуума, сознание собственной ненужности, чувство бессмысленности жизни. Потому что я работаю не для себя, а для людей. Здесь взаимность необходима!..»
![Король комедии Король комедии фото](http://mr.moscow/wp-content/uploads/2023/11/45-1024x554.jpg)
Иван Пырьев (1901–1968); Г. М. Козинцев (1905–1973)
Не снимать комедии
Если Альфреда Хичкока по праву считают королем саспенса, то Эльдар Рязанов завоевал титул «короля комедии». А ведь еще во ВГИКе после разгромной отповеди от самого Григория Козинцева за студенческую работу 20-летний Эльдар решил: никогда больше не будет снимать комедию! Рязанов был самым молодым учеником на курсе Козинцева, а окончил курс с отличием.
Юный Эльдар ушел в документальное кино. Объездил почти весь Советский Союз — побывал на Кубани, Кавказе, Урале, в Сибири, на Камчатке, Курильских и Командорских островах, на Сахалине. Героями его кинохроник были рыбаки, охотники, оленеводы, нефтяники и строители железных дорог, писатели, пограничники, спортсмены. Однажды на Дальнем Востоке во льдах застряло рыболовецкое судно. Сразу была организована сложнейшая спасательная экспедиция. Рязанов, который с юности тянулся к приключениям, вызвался снять фильм о спасении рыбаков. Так как к тому времени корабль уже давно спасли, пришлось снимать реконструкцию спасательной операции, которая получилась не менее опасной и сложной, чем сама операция.
Эту документальную работу («Остров Сахалин», 1954) отобрали для Каннского фестиваля. И хотя для молодого режиссера это было честью, Рязанов решил уйти из документального кино и начать все с нуля в качестве режиссера художественных фильмов на «Мосфильме». Случилось это в 1955 году. Почти через 30 лет фильм Эльдара Рязанова снова оказался в Каннах — но на сей раз это был художественный «Вокзал на двоих», и с номинацией на «Золотую пальмовую ветвь».
По иронии судьбы первые фильмы, которые предлагал снять молодому режиссеру Рязанову тогдашний директор «Мосфильма» Иван Пырьев, — музыкальное ревю и… комедия под названием «Карнавальная ночь». Эта картина в момент сделала Рязанова известным.
![Король комедии Король комедии фото](http://mr.moscow/wp-content/uploads/2023/11/46-1-1-1024x639.jpg)
Эльдар Рязанов и Геннадий Хазанов во время записи передачи «Кинопанорама». Фото: А. Морковкин, 1982 год
О грустном и смешном
Фильмы, снятые до перестроечных времен, сам мэтр разделил на две категории: комедии и трагикомедии. Исключением можно считать фильмы мелодраматического характера: «Жестокий романс», «Дорогая Елена Сергеевна» и «Предсказание», которые Рязанов снял без своего постоянного соавтора-сценариста и писателя Эмиля Вениаминовича Брагинского. В основном тандем Рязанов — Брагинский хранил верность комедийному жанру.
К комедиям чисто развлекательного жанра режиссер относил музыкальную лирическую «Карнавальную ночь» и «Девушку без адреса», эксцентричного «Человека ниоткуда», лирико-героическую «Гусарскую балладу», трюково-романтические «Невероятные приключения итальянцев в России». К трагикомедиям со сплавом смешного и грустного Рязанов причислял картины: «Зигзаг удачи», «Берегись автомобиля», «Старики-разбойники», «Ирония судьбы», «Служебный роман», «Гараж», «Вокзал для двоих», «О бедном гусаре замолвите слово…», «Забытая мелодия для флейты». В поздних работах киномастера («Привет, дуралеи», «Небеса обетованные», «День в семье президента», «Старые клячи») особенно ясно проступил горький смех с чувством разочарования.
У Рязанова и Брагинского «была потребность писать пьесы и сценарии так, чтобы они годились не только для постановок, но и для чтения, то есть писать ироническую прозу», как говорил сам режиссер. Сюжеты рождались по-разному. «Берегись автомобиля» появился из городского анекдота, истории-легенды: якобы был такой благородный вор, который помогал обездоленным. «Служебный роман» снят по пьесе «Сослуживцы»: ее Рязанов и Брагинский написали всего за месяц. Идея фильма «Старики-разбойники» появилась у Эльдара Рязанова, когда он лежал в больнице. Там режиссер познакомился с пожилым человеком, и тот рассказал, как коллеги из прокуратуры насильно спровадили его на пенсию. Рязанов рассказал историю Брагинскому, и вскоре появился сценарий о приключениях пенсионеров Мячикова и Воробьева.
![Король комедии Король комедии фото](http://mr.moscow/wp-content/uploads/2023/11/46-2-1-1024x658.jpg)
Эльдар Рязанов с супругой Эммой перед началом юбилейного вечера, посвященного 90-летию киностудии «Мосфильм», в киноклубе «Эльдар». Фото: В. Прокофьев, 2014 год
Актеров надо любить
Эльдар Александрович обладал потрясающей интуицией на подбор актеров. Он всегда точно знал: этот актер сыграет смешно, а этот будет смотреться неправдоподобно. Так случилось с Андреем Мироновым. Актер очень хотел сыграть Женю Лукашина в «Иронии судьбы». После выхода «Необыкновенных приключений итальянцев в России» между Мироновым и Рязановым завязались теплые дружеские отношения. Режиссер прекрасно относился к актеру, но в «Иронии судьбы» снимать не стал. Зритель бы ни за что не поверил, что в Миронова никто никогда не влюблялся. Зато для этой роли идеально подошел Андрей Мягков, тогда малоизвестный, абсолютно «несмешной» по типажу актер. Но Рязанов всегда выступал против штампов. Из «документалки» в свое время он и ушел именно потому, что стал чувствовать: он думает штампами, которыми тогда изобиловали документальные съемки.
А для роли нерадивого вора Деточкина в «Берегись автомобиля» Рязанов замахнулся «на самого Вильяма нашего, Шекспира» — выбрал Иннокентия Смоктуновского, недавно сыгравшего у учителя Рязанова Григория Козинцева в «Гамлете». Что можно сыграть после принца датского, если мыслить советскими штампами? Ленина, не меньше. А тут городской Робин Гуд — с обостренным чувством справедливости, но все-таки вор. Смоктуновский долго не соглашался, и Рязанову стоило огромного труда уговорить актера, но в итоге Деточкин стал одной из лучших ролей Смоктуновского.
С Альберто Сорди Эльдару Александровичу удалось познакомиться и пообщаться. В 1979–1986 гг. Рязанов вел популярную телепередачу «Кинопанорама». Получилось более двухсот авторских программ — многочисленные интервью с мастодонтами международного кинематографа, в том числе у режиссера побывали Жан-Поль Бельмондо, Федерико Феллини и Альберто Сорди.
Нередко за актеров приходилось, что называется, «рубиться». Так случилось у Рязанова во время работы над «Гусарской балладой». Всесильная Екатерина Фурцева, министр культуры СССР, категорически не воспринимала актера Игоря Ильинского в роли Кутузова. Рязанов пошел ва-банк: либо Ильинский — Кутузов, либо снимайте режиссера с картины. Оставили и актера, и режиссера.
Бывало, однако, что какого-либо актера заполучить не удавалось. На совместном итальянско-советском проекте «Невероятных приключений итальянцев в России» Рязанов в одной из ролей видел великого комика Альберто Сорди, но итальянская сторона звезду не дала. Картина все равно получила огромный успех в СССР, а вот итальянские продюсеры сели в лужу. Сэкономив на Альберто Сорди, они затем захотели продать фильм на американский рынок с большой прибылью. Но американских дистрибьюторов не заинтересовала лента с итальянцами без единой местной звезды.
Рязанов говорил: «Для артиста надо создать замечательные условия, чтобы он понимал, что его обожают, любят, ему все готовы простить. И тогда он раскрывается, как цветок на рассвете, и способен на невероятные экспромты. Трудно всегда, но я не могу сказать, что с каким-то актером было трудно. Движения души героя можно выразить главным образом и лучше всего через артиста. Именно поэтому я люблю актеров…» А актеры и зрители любили его.