Комсомольская — Каланчёвская: «длинная, зелёная, пахнет колбасой»

Комсомольская — Каланчёвская: «длинная, зелёная, пахнет колбасой», фото

Ярославский вокзал

Электричка на Ярославском вокзале, 1982 год. Фото: Kimat / pastvu.com

Сегодня мы совершим прогулку вокруг Комсомольской площади, «Площади трёх вокзалов». Для кого-то это место наполнено романтикой начала новой жизни в столице, для кого-то ассоциируется с привокзальной суетой и участвующими в ней сомнительными личностями.

В позднесоветское время площадь стала одним из главных мест для посещения в столице, но люди приезжали сюда не за архитектурой или историей, а за обычными продуктами. В эпоху товарного дефицита Москва обеспечивалась значительно лучше большинства городов. В начале 1980-х для приезжающих «за колбасой» был выстроен отдельный универмаг «Московский». Закупившись прямо у вокзалов, советские граждане садились на обратные электрички, невольно участвуя в популярной загадке того времени:

«Длинная, зелёная, пахнет колбасой?» (электричка из Москвы).

Архитектурно Комсомольская площадь уникальна тем, что единый её ансамбль формируют три вокзала за авторством трёх важнейших отечественных архитекторов — Константина Тона, Фёдора Шехтеля, Алексея Щусева.

Поэтому «Площадь трёх вокзалов» вполне можно назвать и «Площадью трёх архитекторов».

Длина маршрута — 4,1 км, 6 000 шагов.

Начнём прогулку с осмотра (1) станции «Комсомольская» (Кольцевой линии) и её вестибюля. Колонная трёхсводчатая станция является одновременно самой загруженной станцией московского метрополитена и одной из самых красивых. В этом случае надёжно работает советский слоган «искусство в массы».

Комсомольская — Каланчёвская: «длинная, зелёная, пахнет колбасой»  фото

Станция «Комсомольская» (Кольцевая). Фото: А. Каменских

Открытая в 1952 году «Комсомольская» (Кольцевая) регулярно входит и в топ самых красивых станций в мире. Её часто называют апофеозом архитектуры сталинского ампира, так как она отличается грандиозностью, помпезностью, сочетанием элементов классицизма, ампира и московского барокко. В 1952 году, совместно с Павлом Кориным, архитектор Алексей Щусев был посмертно удостоен Сталинской премии за архитектуру станции. К Щусеву мы сегодня ещё не раз вернёмся.

«Комсомольская» упоминается в книге Лазаря Лагина «Старик Хоттабыч» издания 1955 года:

«Они вошли в чертоги третьего дворца, блиставшего таким великолепием, что Волька ахнул:

— Да ведь это вылитое метро! Ну прямо станция „Комсомольская Кольцевая“!».

Комсомольская — Каланчёвская: «длинная, зелёная, пахнет колбасой»  фото

Наземный павильон станции «Комсомольская». Фото: А. Каменских

Интересна и станция «Комсомольская» Сокольнической линии, которая была открыта 15 мая 1935 года в составе первого пускового участка Московского метрополитена. Здесь снимались фильмы «Летят журавли» (1957) и «У твоего порога» (1963).

Далее изучим похожий на терем (2) Ярославский вокзал, в нынешнем виде построенный в неорусском стиле с элементами северного модерна в начале XX века по проекту Фёдора Шехтеля. Первое здание вокзала возникло здесь ещё в 1862 году, тогда он назывался Троицким. В советское время, в 1922-55 гг. уже существующий в близком к современному виду вокзал именовался Северным. Это решение приняли, так как топоним напоминал об антибольшевистском Ярославском мятеже 1918 года.

Ярославский вокзал. Фото: А. Каменских

Ярославский появлялся в целом ряде фильмов, таких как «Девушка с характером» (1939), «Поезд идёт на восток» (1948), «Служебный роман» (1977).

27 апреля 1974 года с этого вокзала отправился на строительство БАМа первый отряд комсомольцев. Здесь же находится и «Нулевой километр» Транссибирской магистрали.

Комсомольская — Каланчёвская: «длинная, зелёная, пахнет колбасой»  фото

Ярославский вокзал. Фото: А. Каменских

По соседству с вокзалом находится (3) памятник Ленину, стоящий сейчас посередине парковки, будто «вождь революции» следит и за автомобилистами.

Комсомольская — Каланчёвская: «длинная, зелёная, пахнет колбасой»  фото

Ленин-парковщик. Фото: А. Каменских

Установлен в 1967 году и из-за своей позы почти сразу же оказался объектом шуток у москвичей: «Ленин у Ярославского вокзала пиджачком торгует — за фалды держит и рукой показывает».

Интересно, что памятник был подремонтирован к прибытию лидера КНДР Ким Чен Ира в 2001 году.

Далее пройдём до (4) универмага «Московский», советского прародителя современных торговых центров. Построен в 1979-83 гг. для перехвата пассажиров тех самых «колбасных электричек», о которых мы говорили в начале статьи. В период дефицита приехавшие жители окрестных городов могли купить всё необходимое в одном месте, не загружая собой остальную Москву.

Универмаг «Московский». Фото: А. Каменских

Рядом находится (5) Центральный дом культуры железнодорожников, построенный в 1920-х годах для объединения трёх железнодорожных клубов. Клуб был очень популярен не только среди работников железной дороги, но и среди москвичей и гостей столицы. Здесь было создано несколько творческих коллективов, которыми в разное время руководили Дунаевский, Утёсов, братья Покрассы (Самуил, Дмитрий, Даниил).

Комсомольская — Каланчёвская: «длинная, зелёная, пахнет колбасой»  фото

Центральный дом культуры железнодорожников, 1932 год. Фото: Kay999 / pastvu.com

Артисты ЦДКЖ были одними из немногих, кто в советское время регулярно выезжал на зарубежные гастроли и кого принимали у себя иностранные делегации.

Здание клуба было построено на деньги Дмитрия Ивановича Стахеева, который стал прототипом для Кисы Воробьянинова. Неудивительно, что клуб описан Ильфом и Петровом в романе «Двенадцать стульев».

Справа от Казанского вокзала находится его (6) Круглая башня, построенная в 1926 году под котельную и технические службы.

Комсомольская — Каланчёвская: «длинная, зелёная, пахнет колбасой»  фото

Круглая башня Казанского вокзала. Кадр из д/ф «Архитектор Щусев» (1970)

А вот и сам (7) Казанский вокзал, современное здание которого построено в начале XX века в стиле модерн по проекту Алексея Щусева. Главная башня вокзала стилизована под башню Сююмбике Казанского кремля. На фасаде установлены потрясающие часы со знаками зодиака на циферблате.

Казанский вокзал. Фото: А. Каменских

В первоначальном виде существует здесь с 1860-х гг., до 1894 года вокзал назывался Рязанским.

До 2015 года на Казанском вокзале работал киоск популярной программы и народной службы поиска людей «Жди меня», тут можно было оставить заявку на поиск человека.

Вокзал появлялся в фильмах «Путёвка в жизнь» (1931), «Отпуск за свой счёт» (1981), «За последней чертой» (1991).

В составе вокзала есть и интересный новодел, построенный по сохранившимся чертежам Щусева — (8) Царская башня 1987-97 годов постройки. А перед вокзалом находится и (9) памятный бюст великого архитектора.

Комсомольская — Каланчёвская: «длинная, зелёная, пахнет колбасой»  фото

Царская башня. Фото: Seversky / wikimapia.org

В (10) сквере на Комсомольской площади можно найти множество памятников железнодорожникам, зажатым между автомобильными потоками. От памятника первому министру путей сообщения времён Российской империи Петру Мельникову до плит со схемами железных дорог страны.

Сквер на Комсомольской площади. Фото: А. Каменских

Третий вокзал сегодняшней прогулки — (11) Ленинградский. Является старейшим вокзалом Москвы, его строительство было завершено в 1855 году. В отличие от своих соседей, дошёл до наших дней с изначальным фасадом. Башня вокзала является отсылкой к зданию Городской думы в Санкт-Петербурге.

Ленинградский вокзал. Фото: А. Каменских

Ранее именовался как Петербургский (1849-1855), Николаевский (1855-1923) и Октябрьский (1923-1937).

Здание, построенное по проекту Константина Тона, является копией главного вокзала Санкт-Петербурга — Московского. Дорога между двумя городами стала первым казённым двухпутным полотном в России. Первый поезд прибыл на Петербургский вокзал Москвы 3 августа 1851 года.

Интересен и (12) Музей таможенной службы, расположенный в здании 1850-53 гг., выстроенного по проекту всё того же Тона. Он планировал создать два одинаково отходящих от Петербургского вокзала крыла, но реализовать свой замысел успел только с одной из сторон.

В глубине от Комсомольской площади запрятались (13) бывшие пакгаузы (закрытые складские помещения) Николаевской железной дороги в составе комплекса зданий Таможенного двора 1850-60 гг. постройки.

Далее изучаем (14) Императорский павильон, построенный в 1896 году для обслуживания правительственных и прочих важных поездов во время коронации Николая II. Коронационный поезд из Петербурга прибыл на Белорусский вокзал (тогда именовался Брестским), поэтому в самой коронации вокзал не использовался. В дальнейшем изредка использовался как спецвокзал.

Комсомольская — Каланчёвская: «длинная, зелёная, пахнет колбасой»  фото

Императорский павильон, 1896 год. Фото: IBarantsev / pastvu.com

Завершим прогулку (15) станцией «Каланчёвская» («Площадь трёх вокзалов») Московских центральных диаметров. Современный перрон станции повторяет исторический вид с изящной резной крышей.

Комсомольская — Каланчёвская: «длинная, зелёная, пахнет колбасой»  фото

Станция «Каланчёвская». Фото: mos.ru

Совсем скоро эту станцию, хоть и с натяжкой, можно будет назвать четвёртым вокзалом Комсомольской площади, формируя таким образом на «Площади трёх вокзалов» математический парадокс.

Кирилл Спасский

Читайте также

Фильтр