Эксперты оценили ситуацию с экологической обстановкой в крупных российских городах
Россияне включили экологию в тройку главных аспектов своей жизни, а чистоту воздуха назвали важнейшим показателем комфорта в городе, об этом свидетельствуют данные опроса ВЦИОМ. Из них 42 процента респондентов назвали экологическую обстановку неблагоприятной, еще 14 процентов — плохой. Остальные уверены, что с окружающей средой все в порядке.
«Мой район» решил разобраться, стоит ли разделять оптимизм последних и что на самом деле происходит с экологией в большом городе.
49,5 % площади Москвы
занимают зеленые насаждения. Столица — мировой «зеленый» лидер.
ХОРОШИСТЫ. По мнению общественников, в России пока нет региона, который можно было бы назвать «отличником» по экологии, скорее, в первой десятке рейтинга пока все «хорошисты». Так считает Роман Пукалов, директор «Зеленого патруля».
Однако у большинства крупных городов экологический вектор задан правильно — задачи лежат в трех направлениях: модернизация промышленных предприятий, сокращение транспорта и выхлопных газов, а также «работа с экологическим сознанием» россиян.
ВОЗДУХ. На примере Москвы можно рассмотреть, как развивается экологическая ситуация в большом городе. Так, основной загрязнитель воздуха в столице — 93 процента — это автотранспорт, он выбрасывает в атмосферу в 14 раз больше вредных веществ, чем предприятия (оксиды углерода, азота, диоксид серы и т. д.).
Причем больше всего воздух загрязняют автомобили, которые стоят в пробках. Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе рядом с автомобильной пробкой могут быть превышены в 2‑3 раза. Также высокие концентрации могут наблюдаться в автомобильных тоннелях.
На ситуацию с растущим автотранспортом в городе (с 2011 по 2015 годы плюс 450 тысяч машин) и, соответственно, выхлопы, положительно влияют увеличение количества пешеходных зон, обустройство велодорожек, возвращение деревьев на улицы, популяризация и обновление общественного транспорта.
93 % вредных веществ в воздухе больших городов — от автотранспорта.
Также полтора года назад в Москве запретили продажи топлива для транспорта класса ниже Евро-5, они выделяли большее количество вредных веществ. Но серьезно ситуацию корректирует только сокращение количества машин на дорогах. Здесь хорошо сработала нелюбимая москвичами платная парковка — концентрация загрязняющих веществ в воздухе упала.
Так, в 2010 году был зафиксирован выброс в миллион тонн вредных для здоровья населения веществ. Затем три года количество выбросов было стабильным, несмотря на то, что автопарк увеличивался.
С 2013 года удалось переломить тенденцию. И сейчас выбросы сократились на 120 тысяч тонн, по словам Антона Кульбачевского, руководителя столичного департамента природопользования и охраны окружающей среды.
Кроме этого, надо отметить, что разделение столичных округов на «чистые» и «грязные» — условно, т. к. машины есть в любом округе, считают экологи. Загазованность сокращается вдвое, только если дом стоит в 150 метрах от крупной проезжей части. Либо квартира находится на последних этажах высотного дома.
Также ведется работа и по уменьшению влияния на экологию со стороны предприятий. К сожалению, не все из них можно вывести в область.
Под запретом: В Москве нельзя продавать топливо для транспорта класса ниже Евро-5 из-за большого числа вредных веществ
Например, ТЭЦ играет ключевую роль в функционировании города. В Москве на 2016 год их насчитывалось более двух тысяч. Все вместе они производят треть выбросов от всех предприятий. Но это количество в среднем на 70 % ниже нормативных значений, потому что станции работают на природном газе — самом чистом виде органического топлива.
Другие типы предприятий, например нефтеперерабатывающие, оказались в черте города исторически, с присоединением новых территорий. Так, московский НПЗ тоже нельзя вывести за город. Завод производит почти 5 миллионов тонн топлива ежегодно и обеспечивает крупные нефтебазы и московские аэропорты.
Если бы НПЗ не было в Москве, то для транспортировки топлива для нужд города из других регионов бензовозам пришлось бы совершать почти 2000 рейсов в день. А это лишние нагрузка на дороги и выбросы. Легче модернизировать заводские системы очистки, что предприятие и собирается окончательно сделать к 2020 году.
ВОДА. В Москве около 200 рек и ручьев и более 1000 водоемов, в зависимости от расположения они испытывают разную нагрузку.
Например, водоемы в центре города имеют низкое качество воды. Это обусловлено высокой плотностью автодорог, с которых в реку вместе с дождевой водой и тающим снегом стекают взвешенные вещества, нефтепродукты и некоторые металлы.
Также плохое качество воды на участке Москвы-реки ниже сброса городских очистных сооружений канализации, там увеличено содержание аммонийного азота.
По данным мониторинга за многолетний период, удалось добиться снижения содержания нефтепродуктов и аммонийного азота в водоемах, сообщают в пресс-службе департамента природопользования и охраны окружающей среды. Например, реконструкция Курьяновских очистных сооружений снизила нагрузку на Москву-реку по аммонийному азоту на 28 процентов.
Что касается нефтепродуктов, то как только на воде появляется пятно, специалисты Мосэкомониторинга берут пробы на анализ. В это время сотрудники Мосводостока выставляют плавучие заграждения и ликвидируют пятно. Так, за пять лет концентрацию нефтепродуктов в центральной части Москвы-реки удалось снизить на 15 процентов.
Наиболее благополучная ситуация складывается для водоемов в парках, лесопарках, лесах. Это, в первую очередь, участок Москвы-реки и водотоки, расположенные на северо-западе города — ручьи Соболевский, Керосиновый, а также реки Сходня и Городня.
Кроме этого, важно знать, что в черте города нет забора питьевой воды. Ее собирают в специально созданных водохранилищах москворецкой и волжской систем, расположенных выше города.
Забираемая из водохранилищ вода проходит многоступенчатую очистку: осветление, озонирование в сочетании с сорбцией на активном угле и мембранное фильтрование. Также на всех станциях водоподготовки обеззараживание воды проводится не жидким хлором, как было ранее, а гипохлоритом натрия. Вода становится более мягкой на вкус и не имеет резкого специфического запаха хлора.
ОТХОДЫ. Мусоросжигание — не выход, будущее за раздельным сбором отходов и их переработкой, считает Антон Кульбачевский. В идеале отходы должны поступать на мусороперерабатывающий комплекс и утилизироваться без остатков, там же из части мусора будет делаться сухое топливо в виде гранул. Его можно использовать, например, на небольших теплоэлектростанциях.
Сейчас Москва и область только формируют свои программы по утилизации отходов, они должны быть совместимы между собой. Вероятно, работа над программой закончится к 1 января 2019 года, когда полностью вступят в силу новые нормы Закона об обращении с твердыми коммунальными отходами.
Согласно этим поправкам, вывезти на полигоны несортированный мусор будет уже невозможно. Также региональные власти должны будут согласовывать с жителями расположение сортировочных станций, мусоросжигательных заводов и полигонов. При этом каждый субъект определит, какое количество отходов необходимо собирать раздельно.
Но пока мусороперерабатывающих мощностей не хватает, власти различными акциями стараются сформировать у москвичей привычку собирать мусор раздельно. И это третья экозадача — работа с экологическим сознанием горожан.
ЖИВАЯ ПРИРОДА. «Уникальность Москвы в том, что в черте мегаполиса она обладает настоящими лесами, где живут дикие животные, — рассказывает Борис Самойлов, редактор Красной книги Москвы. — Такого практически нигде нет, в Европе точно. Нам необходимо сохранить эту самобытность города, эту его особенность».
Так, 49,5 процентов площади города занимают зеленые насаждения. Столица в этом плане мировой лидер. Для сравнения в Лондоне 26 процентов зеленых территорий, в Париже — 21 процент, а в Пекине только 3,8 процента. Однако Антон Кульбачевский отмечает, что вскоре количество зелени в столице вырастет до 60 процентов за счет реорганизации промзон.
Важно отметить, что не все зеленые насаждения — леса. Лесов в Москве только 16 процентов. Остальное парки и скверы, где практически нет никакой живности, кроме животных, которые привыкли сосуществовать с человеком: белки, крысы, голуби, кошки, собаки и т. д.
«Зеленая зона, куда пришел человек с искусственным газоном и дорожками, с точки зрения природы — мертвая, — объясняет Кирилл Горячев, вице-президент Московского общества защиты животных. — Оттуда сразу уходит масса живого или просто гибнет».
Так, в Братеевской пойме когда‑то гнездилась большая выпь, но сейчас там построили электродепо и торговый центр. Через Лосиный остров легла асфальтовая дорога и разбила особо охраняемую природную территорию на две части. Там перестали гнездиться некоторые виды птиц, ушла ласка.
Застройка Крылатской поймы также почти вытеснила горностая, который теперь лишь изредка заходит в столицу. Тенденция застраивать луга домами, например Тушинский аэродром, лишает зайцев места жительства.
По прогнозам биологов в ближайшие 5 лет их не останется в Москве. На всей территории Москвы массово вымирают лягушки, тритоны, ящерицы и змеи. Кроме этого, Борис Самойлов отмечает примитивное озеленение дворов, их рассматривают только с декоративной точки зрения. А там должны быть местные виды растений, никакого стриженого газона и сбора опавшей листвы — тогда придут насекомые, а за ними птицы.
«По биоразнообразию можно судить о благоприятности окружающей среды в городе, ее качестве, — считает Самойлов. — Поэтому благоустройство территорий должно быть умным и экологичным».
5 самых чистых регионов страны*
1. Тамбовская область
2. Республика Алтай
3. Алтайский край
4. Белгородская область
5. Курская область
…
18. Москва
…
83. Московская область
84. Свердловская область
85. Челябинская область
*Рейтинг общественной организации «Зеленый патруль» за 2017 год
Найти свой город в экорейтинге на greenpatrol.ru
Следить за экологической обстановкой в Москве на mosecom.ru
***
Выпуск издания осуществлен при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Газета «Мой район» совместно с Федеральным агентством по печати делает проект «Экология. Осознанно». Мы расскажем о том, над чем сегодня работают российские ученые в области экологии. Познакомим с уникальными изобретениями и новыми технологиями, которые позволяют сохранить окружающую среду. Приглашаем к диалогу и вас, уважаемые читатели. Если вам известно о каких‑то необычных экологических разработках, присылайте свою информацию по адресу: volodina@mr-msk.ru.