Китай-город — Чистые пруды: Соловецкий камень у окна без стекол

Китай-город — Чистые пруды: Соловецкий камень у окна без стекол, фото

Меншикова башня

Фото: К. Спасский

Сегодня мы совершим прогулку по юго-западной части Басманного района — местности, расположенной вокруг бывшей территории Златоустовского монастыря — одного из древнейших в Москве.

Дата основания его неизвестна, первые упоминания датируются аж началом XV века. Такое раннее основание способствовало и богатой истории монастыря, хоть и не всегда благожелательной к его стенам.

В 1571 году он был сожжен при нашествии крымского хана Девлет Гирея, в 1611 году разорен поляками, затем троицкий пожар 1737 года и разграбление войсками Наполеона в 1812 году.

Пережив столько катастроф, монастырь окончательно был разрушен в XX веке своими же, да еще и в мирное время. Он пережил всех, но не пережил гонения большевиков на Русскую православную церковь. Его снесли к 1933 году, оставив потомкам лишь одно сооружение.

При сносе были утрачены могилы первых русских флотоводцев: генерал-адмирала Федора Апраксина и контр-адмирала Ипата Муханова. Лишь в 2019 году Златоустовский монастырь стал объектом культурного наследия регионального значения в ранге достопримечательного места.

Длина маршрута — 2,9 км, или 4 тыс. шагов.

Китай-город — Чистые пруды: Соловецкий камень у окна без стекол  фото

Начнем прогулку с осмотра (1) здания Политехнического музея, одного из старейших научно-технических музеев мира, основанного в 1872 году. Тогда по инициативе Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии была образована первая коллекция, сформированная на основе экспозиций Политехнической выставки того же года.

Строительство комплекса зданий по проекту архитектора Николая Шохина продолжалось почти 30 лет, окончательно он был сформирован только в 1906 году, еще год заняла отделка. Один из фасадов был декорирован фреской монументальной живописи «Аллегория хозяйственного труда», включающей три композиции: «Пахарь», «Семья», «В кузнице».

Китай-город — Чистые пруды: Соловецкий камень у окна без стекол  фото

Неудивительно, что и реставрация, начавшаяся в 2013 году, ожидается к завершению только в году 2025. Здание, ставшее первым в России строением, построенным специально под музей, совсем скоро вернет себе свой функционал.

Китай-город — Чистые пруды: Соловецкий камень у окна без стекол  фото

В процессе реконструкции Политехнического музея была образована общественная зона отдыха «Музейный парк», включающая в себя (2) амфитеатр. Он был открыт в 2019 году, опустив парк на уровень подвального этажа музея. Идея принадлежит смелому японскому архитектору по имени Джунья Ишигами.

Многие поспешили сравнить новый амфитеатр с легендарной «Ямой» на Хохловской площади, но расположен на достаточном расстоянии от жилого массива. Даже забывающие о необходимости блюсти тишину в позднее время пользователи амфитеатра из-за его большей удаленности почти не смущают жителей Новой площади и Лубянского проезда.

Китай-город — Чистые пруды: Соловецкий камень у окна без стекол  фото
Китай-город — Чистые пруды: Соловецкий камень у окна без стекол  фото

Установленный на этом месте еще до основания Музейного парка (3) памятник Соловецкий камень был привезен с территории Соловецкого лагеря особого назначения. Установлен в День памяти жертв политических репрессий, 30 октября 1990 года. Кстати, в Москве есть еще один Соловецкий камень, но уже малый, который расположен в Малом Каретном переулке.

(4) Храм Великомученика Георгия Победоносца в Старых Лучниках, первое упоминание о котором в деревянном виде относится аж к середине XV века. Расположенная неподалеку Коровья площадка, место, где торговали скотом, и дала название этому храму, так как Георгий Победоносец является в том числе покровителем скотоводов.

Китай-город — Чистые пруды: Соловецкий камень у окна без стекол  фото

Нынешнее здание церкви было построено в 1692-1994 годах. Это первая церковь в Москве с инженерным решением в виде шатрика над зонтичным сводом колокольни. В дальнейшем здание подверглось ряду реконструкций. В советское время храм был закрыт, здесь было обустроено общежитие НКВД, затем обувная фабрика КГБ.

В 1993 году находящийся в тяжелом аварийном состоянии храм вернули Русской православной церкви, после чего был запущен многолетний период реставрации здания.

В Большом Златоустинском переулке расположено массивное здание (5) Большой Сибирской гостиницы чаеторговца Николая Стахеева, ставшего прототипом для Кисы Воробьянинова из романа «Двенадцать стульев» (1928). После переезда из Сибири в Москву одним из «бизнесов» Стахеева стала скупка старых дворянских особняков и их перестройка в доходные дома. Перед вами один из примеров такого девелопмента, построенный в 1900 году по проекту архитектора Михаила Бугровского.

Китай-город — Чистые пруды: Соловецкий камень у окна без стекол  фото
Китай-город — Чистые пруды: Соловецкий камень у окна без стекол  фото

Напротив Большой Сибирской гостиницы расположен (6) бывший ведомственный жилой дом НКВД с общественным корпусом. Построен в 1934 году в конструктивистском стиле по проекту архитекторов Аркадия Лангмана, Лазаря Чериковера, Николая Арбузникова. Здание было сооружено на месте бывшего Златоустовского монастыря, документально известного с 1412 года.

Единственным уцелевшим монастырским строением являются (7) кельи, расположенные по адресу: Малый Златоустинский пер., д. 5, стр. 1. Сформированы в три этапа — в 1789, 1862 и 1872 годах.

Китай-город — Чистые пруды: Соловецкий камень у окна без стекол  фото
Китай-город — Чистые пруды: Соловецкий камень у окна без стекол  фото

Далее пройдем до (8) сооруженного в 2018 году археологического окна — открытых для свободного просмотра законсервированных археологических раскопок. Оно открывает вид на остатки фундамента церкви Николая Чудотворца в Столпах 1669 года, также снесенной в 1930-е годы.

Китай-город — Чистые пруды: Соловецкий камень у окна без стекол  фото

Еще одно археологическое окно, правда, без стекол, — (9) фрагмент мощения Армянского переулка историческими плитами. Похожие фрагменты исторической городской среды мы уже с вами видели на улице Сретенка.

Китай-город — Чистые пруды: Соловецкий камень у окна без стекол  фото

В Архангельском переулке спрятались (10) палаты начала XVIII века, служившие какое-то время резиденцией армянского архиепископа и располагавшиеся рядом с Крестовоздвиженской церковью.

Китай-город — Чистые пруды: Соловецкий камень у окна без стекол  фото

Еще один конструктивистский памятник района — (11) бывшее здание издательства и типографии «Рабочая Москва» («Московская правда»). Было построено в 1931 году к 14-й годовщине Октябрьской революции.

Китай-город — Чистые пруды: Соловецкий камень у окна без стекол  фото

Расположенный по соседству (12) доходный дом Фроловых-Бари в первоначальном виде был построен в 1836 году. В 1888 году тогдашней владелицей Фроловой был целиком сдан в наем художнику Василию Поленову, устраивавшему здесь «рисовальные вечера». Частыми гостями семьи Поленовых были Леонид Пастернак (отец поэта Бориса), Михаил Нестеров, Михаил Врубель, Илья Остроухов и другие.

В этом доме, уже после постреволюционной национализации, получил квартиру Владимир Шухов, проживший здесь с 1922 по 1934 год. После Великой Отечественной войны здание было надстроено тремя этажами, что легко определяется по смене стиля отделки фасада.

Завершим прогулку у (13) церкви Архангела Гавриила на Чистых прудах, также известной как Меншикова башня. Первое упоминание храма в деревянном обличии относится к 1551 году.

В 1704-1707 годах Москве явился храм в стиле нарышкинского барокко, выполненный под руководством архитектора Ивана Зарудного артелью каменотесов из Костромы и Ярославля. Внутреннее убранство было украшено работами швейцарского скульптора Франческо Фонтана.

Строительство началось по поручению ближайшего сподвижника Петра I, Александра Меншикова. Из-за его отъезда в новую столицу, Санкт-Петербург, храм так и не был достроен, а позже еще и пережил серьезный пожар. Восстановление началось только в 1773 году на средства масона Гавриила Измайлова.

По одной из легенд, именно здесь после восстановления происходили собрания масонской ложи «вольных каменщиков». Церковь даже упоминается в романе Алексея Писемского «Масоны» (1880).

Легенда это или нет — наверняка уже и не узнаешь, тем более, когда речь идет про масонов. Хранить секреты они точно умеют.

Кирилл Спасский

Читайте также

Фильтр