На территории района Коптево водных объектов нет, если, конечно, не считать примыкающие к нему Головинские пруды и Большой Садовый пруд на реке Жабенке. Между тем район сейчас мог выглядеть иначе: в случае полной реализации плана обводнения Москвы здесь пролегал бы судоходный канал.
Масштабные изменения начались в Москве еще в 30-е годы прошлого века. Изначально они касались строительства новых широких проспектов, сноса старых зданий и создания метро. Однако проблемы растущей столицы не ограничивались нехваткой жилплощади и организацией транспортной системы. Не меньше опасений вызывали обмеление московских рек и снабжение москвичей чистой водой. Как раз для решения водных проблем и был принят в 1931 году план обводнения Москвы. Детально он прорабатывался на протяжении двух лет, уже в 1932 году начались работы.
В число основных целей плана входили очистка Москвы-реки с главными притоками, повышение нормы обеспечения водой жителей столицы и строительство дополнительных судоходных каналов. В результате планировалось не только поднять качество жизни, но и создать условия для экономического роста города — проект включал Большой Садовый пруд, 2020 год Большой Головинский пруд, 2020 год Верхний Головинский пруд, 2020 год в себя гидроэлектростанции, шлюзы и мосты, а сами перевозки грузов и пассажиров становились дешевле. Было во всем этом предприятии и символическое значение, ведь превращение столицы в судоходный центр страны ставило Сталина в один ряд с Петром I, при котором Россия стала морской державой, а Петербург — Северной Венецией.
Множество объектов было сдано уже в 1937 году. Среди них и канал им. Москвы, соединивший главную столичную реку с Волгой. Однако проект предусматривал и дальнейшее развитие системы судоходных каналов: в Москве должно было появиться два водных кольца. В районе Коптево проходил по плану участок внутреннего водного кольца — Северный судоходный канал.
Искусственная водная магистраль по проекту начиналась от южной части Химкинского водохранилища. Сейчас канал проходил бы вдоль Выборгской улицы в сторону Головинских прудов и, не доходя до них, поворачивал на юго-запад, почти повторяя траекторию Коптевского путепровода. Дальше водный путь пролегал через Тимирязевский парк южнее Большого Садового пруда, пересекал Дмитровское шоссе и по парку Останкино и территории ВДНХ добирался до конечной цели — реки Яузы. Именно по Северному судоходному каналу обновленная Яуза с каменными набережными и ожидала поступления волжской воды. Даже сейчас видно, что высота ее искусственных берегов рассчитана на совершенно другой масштаб.
Проект Северного канала мог сильно изменить Коптево, да и всю северную часть города. По нему суда попадали бы в Яузу, минуя самую извилистую часть Москвы-реки и значительно сокращая свой путь через столицу. Но до конца проект так и не довели, началась война. После Второй мировой на первом месте стояло скорейшее восстановление города и его экономики. К сожалению, к проекту вернулись только в 60-е годы, но канал, который по первоначальному замыслу должен был выступать в роли северной границы Москвы и проходить по окраине города, теперь оказался бы в застроенных районах.
Волжская вода в Яузу все-таки поступает, хоть и немного другим путем — благодаря Лихоборской обводнительной системе. Устроена она так: вода поступает в Головинский канал через водозабор в южной части Химкинского водохранилища. Сперва под землей, а затем по открытому каналу она идет в Верхний Головинский пруд, от него в Малый, а следом в Большой — все пруды соединены протоками. В северной части Большого пруда построены дамба и ступенчатый водосброс, по которому вода попадает в Норишку, правый приток Лихоборки, а уже по ней — в Яузу. Волжская вода питает и другой приток Лихоборки — реку Жабенку. Вода течет из Верхнего Головинского пруда через канал-водосброс, проходящий через Коптево под землей. Интересно, что нижняя часть коллектора проходит под широким Коптевским бульваром, по которому и планировалось провести Северный судоходный канал.