Извилистыми путями

Извилистыми путями, фото

Водные артерии Хорошево-Мневников

Район Хорошево-Мневники уникален по своей конфигурации. Помимо формы и размеров, удивляет сочетание природной и городской среды, при котором от шумного мегаполиса можно очень быстро сбежать в практически заповедный лес. Узнаваемый вид району придает и сама Москва-река, которая к тому же занимает почетное место на его флаге и гербе.

Символом района Москва является неспроста. Ее естественное русло выступает в роли границы района на протяжении 20 километров. Эта широкая судоходная часть исторически была важна для городской инфраструктуры и сохраняет это значение сейчас. Что касается участков рукотворных, то их тоже никак нельзя сбрасывать со счетов. Начать стоит с того, что как раз здесь ярко проявляется городская особенность Москвы-реки — ее течение становится сильно извилистым.

Две излучины — Серебряноборская и Мневниковская — как огромные петли, огибают искусственно образованные острова. Такие сильные изгибы главной столичной реки, или меандры, особенно хорошо выражены в пределах МКАД. Стоит просто взглянуть на карту и сравнить между собой две цифры: между местом входа Москвы-реки внутрь МКАД и местом выхода за пределы кольцевой по прямой всего 34 километра, в то время как длина реки на этом участке составляет все 80 километров. И если с природной точки зрения излучины делают местность только живописнее, то в практическом плане они лишь усложняют судоходство.

Что же касается глубины самой Москвы-реки, то ее в определенный момент стало критически не хватать. Уже в начале прошлого столетия река с трудом удовлетворяла базовые потребности города в воде. Ситуация заметно ухудшилась на исходе первой трети XX века, когда на фоне стремительного развития промышленности практически удвоилась численность населения столицы. Как раз нехватка воды была одной из важнейших задач при подготовке плана реконструкции Москвы 1935 года. «Водная» часть плана включала в себя грандиозные проекты по созданию крупных водохранилищ, портов и каналов. Реализовать удалось не все, однако ключевая задача была выполнена — Москва превратилась в город-порт, а главная река столицы получила дополнительное питание по каналу Москва — Волга. Проблема судоходства по Москве-реке тоже не осталась без внимания — извилистое течение было спрямлено в нескольких местах, а построенные плотины позволили поддерживать оптимальный уровень воды в реке. Интересно, что во время составления плана граница города как раз проходила по Москве-реке в том месте, где планировался выход из шлюза Карамышевского спрямления, с чем можно связать парадный вид всего комплекса.

Но давайте двигаться по течению. После Северного речного порта и выхода из канала имени Москвы непосредственно в Москву-реку район Хорошево-Мневники можно по праву считать речными воротами столицы. Извилистое и мелкое течение главной реки города пришлось значительно перестроить на этом участке. Хорошевское спрямление, первое на пути, по своей сути является логическим продолжением канала имени Москвы. Этот искусственный судоходный канал был сооружен в 1937 году для того, чтобы корабли сокращали свой путь по Москве, минуя Серебряноборскую излучину. Высокие укрепленные камнем берега канала отделили Серебряный Бор, превратив его в искусственный остров, но Хорошевский мост (архитектор И. С. Фридлянд), построенный в том же году, сохраняет связь с городом.

Извилистыми путями  фото

Карамышевский гидроузел, 2020 год

Яркой особенностью образованного таким образом острова можно считать Бездонное озеро, занимающее на нем центральное положение. Озеро имеет сложную разветвленную форму и прямую связь с Москвой-рекой, отчего больше соответствует понятию «залив», но так было не всегда. На картах XIX века на этом месте обозначено несколько небольших и замкнутых старичных озер. Серьезные изменения произошли после строительства Карамышевской плотины — поднятие уровня воды в Москве-реке привело к заболачиванию Серебряного Бора. Современный вид территория обрела во второй половине прошлого века, когда вместе с работами по осушению был увеличен размер озера и у него появилась связь с Москвой-рекой. Выходит, в настоящем мы получили искусственный залив на искусственном острове.

По проекту архитектора В. А. Петрова протяженность Хорошевского канала составила 1,9 километра при ширине 87 метров. Глубина после строительства составляла 3,5 метра, но была увеличена до 5,5 при реконструкции. Сооружение канала позволило сократить длину судоходного фарватера на 4,6 километра. На месте канала раньше протекал Южный Октябрьский ручей (он же Слободской) — небольшой левый приток Москвы-реки. Сейчас он полностью протекает в подземном коллекторе, его верховья закопаны, а как раз на месте нижнего течения проходит Хорошевский канал. В прошлом длина ручья достигала трех километров, но сейчас не превышает двух. Бетонное устье ручья можно обнаружить в парке на набережной Новикова-Прибоя немного выше Хорошевского моста.

Интересно, что именно извилистое течение могло послужить причиной, по которой и город, и река получили свои имена. Гидроним Москва используется с давних времен, но, как это часто бывает с древними названиями, его происхождение достоверно не установлено. Между тем одна из версий связана как раз с петляющим течением реки. Например, исследователи обратили внимание на литовское слово mazgas, которое означает узел и в контексте реки может отражать извилистость. В то же время в некоторых языках народов севера слово маск означает поворот или изгиб. К слову, извивается Москва-река в пределах МКАД так сильно неспроста — в пределах города своим течением она преимущественно прорезает юрские глины, которые легко оползают при подмывании и преграждают реке путь. Так что петлять приходится. Конечно, сами по себе естественные причины меандрирования Москвы-реки, как и расположение города на самом извилистом ее участке, не могут служить убедительным доказательством происхождения названия, но такие совпадения однозначно придают этой версии смысл.

Слободской ручей — не единственный подземный водоток района. Похожее бетонное устье получила река Таракановка. Чтобы представить утраченное течение реки, можно мысленно наложить его на современную карту города. Начиналась Таракановка севернее нынешней территории района Сокол, ближе к улице Зои и Александра Космодемьянских (в районе 2-го и 3-го Новоподмосковных переулков). Там она стекала со Всехсвятского болота и, скорее всего, в верховьях постоянным течением не обладала. Само болото было окончательно засыпано при строительстве метро (с 30-х по 40-е годы прошлого века). Оттуда Таракановка текла на юг, пересекала пути Рижского направления МЖД и, не доходя до Ленинградского проспекта, слева принимала первый заметный приток — Амбулаторный ручей. После развилки Ленинградского и Волоколамского шоссе Таракановка поворачивала в сторону Песчаной улицы и протекала по территории современного парка Героев Первой мировой войны, а дальше, перед самым пересечением Песчаного переулка, со стороны площади Фиделя Кастро она принимала свой главный приток — реку Ходынку.

Ниже слияния располагался небольшой вытянутый по реке пруд (улица Сальвадора Альенде), а после река почти повторяла улицу Зорге вплоть до Хорошевского шоссе. Как раз ниже него сейчас можно обнаружить небольшой открытый участок Таракановки — около 400 метров она течет вдоль железнодорожных путей, а потом ныряет под них. В этот раз по трубе река течет совсем недолго и второй раз появляется на поверхности уже в районе Звенигородского шоссе. Этот открытый участок немного короче предыдущего, а уже от 2-го Силикатного проезда начинается финальный участок подземного коллектора Таракановки. Ее путь заканчивается на Карамышевской набережной — на фоне строительной площадки и цепочки гаражей бетонное устье открывается Москве-реке.

Второй судоходный канал района — Карамышевское спрямление. Его также построили в 1937 году для сокращения судоходного фарватера Москвы-реки. Сам канал является лишь одним из элементов масштабного ансамбля сооружений Карамышевского гидроузла. Проект архитектора А. М. Рухлядева включал в себя шлюз с шестью башнями и примыкающие к нему технические сооружения, плотину с гидроэлектростанцией, маяк (сейчас заброшен) и жилой дом для работников канала Москва — Волга и сотрудников Карамышевского гидроузла в частности (улица Народного Ополчения, 9, корпус 3). Все постройки, несмотря на удаленность друг от друга, объединяла парковая зона.

В результате строительства канала вместо прохода судов по девятикилометровой Мневниковской излучине нужно преодолеть лишь один километр пути по каналу. Как и в случае с Серебряным Бором, Мневниковская пойма превратилась в искусственный остров, а вот соседний Фили-Кунцевский лесопарк приобрел неожиданную экологическую выгоду — поток судов стал обходить его побережье.

Читайте также

Фильтр