Почему дельфины оказались в бывшей московской бане, доступный каждому 50-метровый открытый бассейн, в котором тренировались олимпийские чемпионы, одно из мест производства реактивных снарядов для легендарных «Катюш» и мозаичные панно как важнейший элемент для архитектуры советского модернизма — в нашем материале.
Длина маршрута — 5,3 км, или 7,5 тыс. шагов.
Первым объектом на нашем маршруте станет монументальное (1) здание Государственного института проектирования на речном транспорте (Гипроречтранс). Построено в 1955 году по проекту Александра Попова-Шамана.

Гипроречтранс. Фото: К. Спасский
В 2005 году здание подверглось реконструкции: был добавлен непривычный мансардный этаж и воспроизведены в стеклопластике элементы декора.

Здание Гипроречтранса (со двора) в 1985 году. Фото: Validich / pastvu.com
В середине 2010-х над входом разместили панно из расписной плитки с изображением так и не реализованного проекта моста и низконапорной плотины в Нижегородской области.

Гипроречтранс. Фото: К. Спасский
В том же Окружном проезде находится еще один памятник 1950-х годов, успевший появиться до борьбы с архитектурными излишествами. Ныне его занимает (2) Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО). Построен в 1950 году в стиле сталинского ампира.

Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО). Фото: К. Спасский
Сбоку от парадного входа в здание находится (3) якорь.

Якорь. Фото: К. Спасский
На фасаде одного из корпусов НПП «Сапфир» (4) — мозаичное панно «Наука», выполненное в 1967 году. Авторы — художники Виталий Гулов, Яков Скрипков, Борис Казаков, Сергей Тер-Григорян.

Панно «Наука». Фото: К. Спасский
Массовое появление в городах СССР мозаичных панно после прихода к власти Никиты Хрущева было попыткой украсить довольно скупую на излишества архитектуру советского модернизма. Они не относились к тем самым знаменитым излишествам, с которым началась борьба в 1955 году, поэтому и стали важной частью модернистской городской среды.
Еще один живой свидетель архитектурных изменений середины XX века — (5) Бывшее общежитие АО «Трикотажное предприятие “Красный восток”». Построено в стиле советского неоклассицизма в 1956 году, некоторое время использовалось еще и под детский сад.

Бывшее общежитие АО «Трикотажное предприятие „Красный восток”». Фото: К. Спасский
Судя по году строительства и наличию отдельных элементов декора на фасаде, его можно отнести к категории «обдирных». Это зависшие где-то между сталинским ампиром и кирпичными «хрущевками» здания, попавшие под знаменитое постановление 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» в самый разгар строительства. Мелкий декор успели нанести, но большая часть внешнего облика так и осталась выложенной из кирпича, зачастую совсем не фасадного.
Дом был включен в программу реновации, но снесен не будет. Из-за его исторической и архитектурной ценности запланирована реставрация с временным отселением жильцов.
На территории самого «Трикотажного предприятия „Красный восток”» сейчас находится жилой комплекс, во дворе которого есть (6) гранитный монумент в память о ветеранах Великой Отечественной войны из числа сотрудников фабрики.

Памятник воинам-работникам фабрики «Красный Восток». Фото: К. Спасский
(7) Московский завод тепловой автоматики (МЗТА) ведет свою историю с 1926 года. Первоначально он был основан как завод «Комега», выпускавший паровые котлы, газовые колонки, металлические трубы и конструкции. В годы Великой Отечественной войны предприятие переключилось на производство боеприпасов — реактивных снарядов и компонентов для легендарных «Катюш». В 1960 году завод сменил специализацию, начал выпускать системы автоматизации для энергетики и получил свое нынешнее название МЗТА.

Московский завод тепловой автоматики (МЗТА). Фото: К. Спасский
По соседству находится (8) бывшая купальня-баня, построенная в 1928-1930 годах в конструктивистском стиле.

Купальня-баня, 1930 год. Фото: MadSin / pastvu.com
В 1957 году перестроена в Дворец водного спорта.

Дворец водного спорта, 1957 год. Фото: Robokop / pastvu.com
В 1990 году в этом здании открылся Московский дельфинарий — филиал знаменитого Утришского дельфинария, созданного в 1984 году на мысе Малый Утриш под Анапой как подразделение Института эволюционной морфологии и экологии животных им. А. Н. Северцова АН СССР. Дельфинарий проработал здесь до 2009 года.

Бывший дельфинарий во Дворце водного спорта. Фото: К. Спасский
(9) Бывшее Евангелическое убежище для детей было построено в 1900 году. Архитектура здания выполнена в готическом стиле и включает такие элементы, как декоративные зубцы, стрельчатые окна и круглое окно-розетку.


Бывшее Евангелическое убежище для детей. Фото: К. Спасский
1 мая 1920 года здесь открылся Дворец труда имени В. М. Загорского. На торжественном открытии выступал Владимир Ленин, в память об этом событии установлены мемориальная доска и бюст.

Дворец труда имени Загорского, конец 1930-х годов. Фото: Собрание фондов музея В. И. Ленина / catalog.shm.ru
Московский олимпийский центр водного спорта интересен как закрытыми бассейнами, так и (10) открытым плавательным бассейном «Нептун», который сейчас доступен каждому.

Открытый плавательный бассейн «Нептун» в 1975 году. Фото: 1qa2ws / pastvu.com
Здесь тренировались олимпийский чемпион Мюнхена по водному поло Вадим Гуляев, первый советский олимпийский чемпион по прыжкам в воду Владимир Васин, олимпийская чемпионка Монреаля по плаванию Марина Кошевая, двукратная паралимпийская чемпионка, рекордсменка мира Олеся Владыкина, рекордсмен мира Дмитрий Волков, призер Олимпийских игр по плаванию Антон Чупков.
Среди достаточно однотипных заводских кварталов этой части Москвы выделяется (11) здание конторы бывшего котельного, медно-аппаратного и механического заводов фирмы «Раузер Вибер и Кº». Построено в 1905 году в неоготическом стиле. Немецкие предприниматели специализировались на производстве и продаже оборудования для винокурен, сахарных, пивоваренных, крахмальных, маслобойных и свечных заводов.

Здание бывшей фабрики «Раузер Вибер и Кº». Фото: К. Спасский
Конструктивизм на севере района Соколиная Гора также представлен (12) бывшей фабрикой-кухней. Построена в 1929-1930 годах по проекту архитектора Бориса Виленского. Предназначалась для рабочих заводов имени Лепсе, «Мастяжарт» и фабрики «Красная заря».

Фабрика-кухня в начале 1930-х годов. Фото: Abashev / pastvu.com
Впоследствии была реконструирована с надстройкой третьего этажа.
В 1920-1930-е годы по всему СССР возводились похожие здания, ставшие частью масштабного преобразования быта советских граждан. Фабрики-кухни создавались, чтобы освободить женщин от ежедневного приготовления пищи, давая им возможность посвятить это время работе на производстве.
Такой подход не только повышал экономическую эффективность организации питания, но и способствовал переходу от частных заведений к централизованной системе государственного обеспечения.

Бывшая фабрика-кухня. Фото: К. Спасский
Будто средневековая башня, возвышается над Ткацкой улицей (13) исторический корпус бывшей фабрики Пфейфера с водонапорной башней. Построен в 1910 году.

Исторический корпус бывшей фабрики Пфейфера с водонапорной башней. Фото: К. Спасский
От фабрики также сохранилась (14) канализационная насосная 1917 года постройки. Также использовалась как красильный цех Семеновской ткацко-отделочной фабрики.

Старинная недействующая канализационная насосная станция. Фото: К. Спасский
На доме с адресом: ул. Измайловский Вал, д. 20, можно обнаружить еще одно (15) декоративное панно — полуабстрактное, на ткацкую тематику.

Полуабстрактное панно. Фото: К. Спасский
Завершим прогулку у (16) павильона станции метро «Семёновская» — одной из семи, открытых в годы Великой Отечественной войны (ВОВ). До 1961 году называлась «Сталинской» — по бывшему Сталинскому району Москвы. Фасад облицован шлифованным туфом и красным гранитом. Изначально над входом в верхней части здания находился круглый барельеф с портретом Сталина, демонтированный в 1961 году.

Наземный вестибюль станции метро «Сталинская», начало 1950-х годов. Фото: Г. Петрусов и И. Шагин, издание «Московский метрополитен»
«Семёновская» является еще и живым памятником эпохи ВОВ. Открытая только в 1944 году, но «замороженная» в строительстве с 1941 года станция выполняла роль бомбоубежища, спасая своих будущих пассажиров.
Кирилл Спасский