«Представьте вечерний город. Одна улица искрится огнями, переливается гирляндами, сияет яркими витринами магазинов — все вокруг словно дышит жизнью и теплом. А другая — утопает в сумраке, ее освещают лишь редкие тусклые фонари. Здесь каждый шаг кажется осторожным, а каждый звук — зловещим. Освещение способно кардинально менять восприятие пространства. Как же свет управляет нашими эмоциями, безопасностью и даже отношением к месту, где мы живем?» — говорится в публикации Russian Field, эксклюзивно предоставленном в распоряжение редакции «Мой Район».
Компания отмечает, что грамотно освещенный парк способен снизить тревожность у жителей города, хорошо подсвеченный памятник — добавить баллов популярности главе города или региона, а уютный двор — сделать район желанным местом для жизни.
По словам участников исследования, грамотное освещение значительно снижает травмоопасность и криминальные риски, делая общественные пространства комфортными и безопасными. Даже в поздние часы активность общественных пространств сохраняется благодаря грамотному световому дизайну, который сочетает функциональность и комфорт.
При этом для чиновников свет одновременно является инструментом контроля, делающим территорию доступной и прозрачной для наблюдения, а для светодизайнеров — средством создания атмосферы и субъективного ощущения безопасности.
Кроме того, в регионах России акцент часто делают на функциональности, что связано с ограниченным финансированием и необходимостью обеспечения базовой безопасности и удобства. В противоположность этому, столицы и крупные города с большим бюджетом и развитой инфраструктурой чаще используют освещение как инструмент для создания имиджа города и привлечения туристов.
Эксперты подчеркнули уникальность результатов проведенного исследования для рынка проектирования освещения.
Рустем Юсупов, эксперт по архитектурному освещению, член Делового совета Парламентского клуба «Российский Парламентарий» при Государственной думе Федерального Собрания РФ: «Свет в городах прямо влияет на общественное благополучие, экономику городов, туристическую привлекательность, создает инновационные технические и инженерные решения. Грамотно организованное архитектурное освещение влияет на энергоэффективность населенного пункта. Экономный свет LED-светильников повышает узнаваемость туристических объектов, обеспечивает безопасность на улицах, в конце концов, делает красиво, создавая уютное ощущение, чувство заботы и солидарности. В хорошо освещенных городах людям приятнее жить, растет, говоря другими словами, благополучие населения».
О том, почему фонарь — это не просто бессмысленный и тусклый свет, как нужно развивать культуру освещения в России и где спрятаны подводные камни, читайте на карточках и в полном отчете на сайте Russian Field.
Все исследования Russian Field по этой теме и не только можно найти на сайте.