По адресу улица Коптевская, 71 с 2002 года находился необычный музей — Музей угона им. Юрия Деточкина. Он просуществовал пять лет, пока на его месте не появился Музей автомобильных историй. Он собирает совершенно иную публику.
Музей угона
Открытие музея в салоне «Фаворит Моторс» прошло в июле 2002 года и привлекло внимание журналистов и жителей всего города. Названный в честь советского Робин Гуда (персонажа фильма Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля») музей был уникальным и тут же вошел в российскую версию Книги рекордов Гиннесса.
Необычной была сама задумка — экспозиция посвящена одному из преступных ремесел. К тому же торжественное открытие получилось очень ярким, журналисты смогли попробовать свои силы и вскрыть машину, а победителя ждал весьма подходящий атмосфере места приз — автомобильная магнитола.
На самом деле связывало музей с картиной Рязанова немногое: название и экспонат при входе — мотоцикл «Урал», как в кинофильме. Остальная экспозиция к съемкам не имела никакого отношения, а рассказывала посетителям о реальных кражах машин.
Располагался музей в здании автосалона, в центре «Лада Фаворит»: люди жаловались, что его трудно было найти — не висело никаких указателей. Но несмотря на это, посетители бывали тут регулярно, к тому же в музей пускали бесплатно.
Экспозиция
Музей отличался юмористическим подходом к оформлению экспозиции: так, посетителей удивляли необычные подписи и способы демонстрации экспонатов. При этом шутливый тон описаний не мог уберечь любознательных москвичей от знакомства с несколько жутковатыми предметами: топор, которым угрожали, чтобы отобрать ключи от машины, или двери от угнанной Volvo со следами от пуль. Угонщик этого Volvo был ранен и осужден на шесть лет. Дверь, как и другие экспонаты, предоставили музею правоохранительные органы.
К тому, что сотрудники музея писали на некоторых стендах, следовало относиться исключительно с юмором. К примеру, там были подборки курьезных фотографий: автомобили с неудачным тюнингом или оказавшиеся в нестандартном месте — подписи официальным тоном характеризовали их как пример самой надежной защиты от угона. Еще одной шуткой стала витрина с противоугонным женским бельем. Кстати, еще церемония открытия музея завершалась демонстрацией «Пояса верности-2002».
Посетители могли изучить историю угона — у какого историка нужно искать упоминания о первой краже транспортного средства, когда был впервые задокументировал угон и где впервые угнали отечественный автомобиль. Но самой любопытной частью экспозиции стали приспособления угонщиков разных эпох — от самых топорных до самых изысканных: зубочистки, крючки, отмычки, линейки, гарпуны и многое другое. Экспонировались и современные по тем временам устройства: с их помощью злоумышленники с полукилометрового расстояния прослушивали милицейские переговоры, создавали помехи, чтобы уйти от преследования, и заводили двигатели, не садясь в машину. Представлены были и «вспомогательные средства» угонщиков: целая коллекция поддельных документов и номеров, пульверизаторы для перекрашивания кузова и другие вещицы.
Экспонаты можно было разделить на два типа: они либо иллюстрировали деятельность угонщиков, либо рассказывали, как автовладельцы пытаются защитить своих железных коней: самодельные устройства, фиксирующие руль, и капканы, известные по «Берегись автомобиля», рыболовные крючки и современные противоугонные системы. Эта часть экспозиции пополнялась владельцами машин. Как и у тех вещей, которые некогда принадлежали преступникам, у этих предметов тоже имелись свои истории. Иногда смешные, например, о рыболовных крючках, которые после нескольких удачных клевов на самого автовладельца попали в музей, а порой и совсем не смешные — скажем, о телевизоре с треснувшим экраном, с помощью которого женщина оборонялась от угонщика.
В музее показывалась подробная актуальная статистика по угонам в Москве: на специальной карте разными цветами были выделены районы столицы в соответствии с уровнем безопасности для транспорта, тут же располагалась информация о марках машин, привлекающих столичных угонщиков больше всего. Висел также стенд, который рассказывал посетителям, какие знаменитости и при каких условиях становились жертвами угонщиков.
Побывав в Музее угона, вероятно, можно было стать экспертом в области защиты автомобиля. Музей угона давно закрылся, и теперь по адресу Коптевская, 71 расположен Музей автомобильных историй.
Наши дни
Несмотря на то что Музея угона не стало, без нестандартного выставочного пространства и необычной экспозиции Коптево не осталось. Музей автомобильных историй — не менее интересное и уникальное место. В нем собрана коллекция советских педальных машинок, у музея есть свой отдельный вход и пространство, которого хватает не только на экспозицию, но и на интерактивные зоны, кафе и даже целый городок, в котором юные гости музея разыгрывают сценки про угонщиков и их преследователей. Можно подумать, что это место привлекает лишь детскую публику, но это не так — педальный автомобиль был мечтой нескольких поколений детей нашей страны. Сейчас эти дети выросли, но, чтобы полюбоваться и покрутить руль той самой железной машинки, едут в Коптево со всех концов города.