Идеальная декорация

Идеальная декорация, фото

Кадр из фильма «Служебный роман» с Лией Ахеджаковой и Алисой Фрейндлих

В Москве есть кинематографические районы, которые часто «снимались» у самых именитых режиссёров, а есть районы не столь популярные. Центральное Чертаново — не звезда экрана, но роли второго плана ему удавались. Так, здесь снимались некоторые сцены одного из самых популярных советских фильмов «Служебный роман».

Сослуживцы

Фильм «Служебный роман» был снят по пьесе «Сослуживцы» Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского, которая с большим успехом шла в Москве, Ленинграде и десятках других городов, включая и зарубежные. Телепостановка Центрального телевидения с Галиной Анисимовой и Борисом Левинсоном 1973 года, по мнению Рязанова, оказалась неудачной, и соавторы решили снять по пьесе полнометражный фильм. Разница между пьесой и фильмом очевидна. Ведь особое место в картине занял ещё один персонаж — город. Главный герой Анатолий Новосельцев говорит за кадром в первой серии, что город прекрасный и любимый, а авторы показывают его много, подробно и очень красиво, чаще всего под прекрасную музыку Андрея Петрова. Благодаря этим уличным сценкам и пейзажам, можно увидеть многое: целые музыкальные клипы получились из песен.

Идеальная декорация  фото

Мой адрес — не дом и не улица

Каждый герой картины получил дополнительные детали биографии, в том числе и место жительства. Адреса, конечно, не названы, но многие улицы и дома точно характеризуют и героя, и его положение на служебной лестнице. 

Картина снималась очень быстро, за два месяца, так что московская погода сентября-октября 1976 года совершенно соответствует реальности. Как, впрочем, и вывески, дорожные знаки, будка регулировщика — «стакан», общественный транспорт, одежда. Статистическое учреждение находится в центре, на Петровке. Снимали только подъезд «Речфлота», украсив его множеством вывесок, включая «НИИ ЧЕГО». Сами служебные помещения построили на «Мосфильме», а крышу, где Людмила Прокофьевна беседует с Новосельцевым, снимали в Доме Нирнзее в Большом Гнездниковском переулке. Что же до героев, то каждый из них характеризуется очень продуманно. Большие начальники и начальница живут в домах престижных, в центральных районах. Героиня Алисы Фрейндлих Людмила Прокофьевна — в доме на Большой Никитской, герой Олега Басилашвили — роскошный, только что из Женевы, Самохвалов — на Тверской. На работу добираются на частной или служебной «Волге». Люди поскромней, как персонаж Андрея Мягкова Новосельцев, живут в местах попроще, в переулке Чернышевского — сейчас здесь станция метро «Достоевская». Кстати, в фильме можно видеть уже не существующие в таком виде части ансамбля усадьбы Мейера конца XIX века. Злосчастная героиня Светланы Немоляевой Оленька вообще добирается на работу на электричке ярославского направления, так как живёт за городом. Ну а секретарша Верочка (Лия Ахеджакова) и тут оказалась особенной — «зарплата у неё секретарская, а наряды заграничные», как говорит за кадром Новосельцев. Район, где живёт Верочка, — это Центральное Чертаново. С одной стороны, новый, с многоэтажными современными домами массовой застройки, с другой — слишком новый, до появления метро ещё несколько лет. Любители фильма называют разные дома по Чертановской улице, откуда Верочка могла бежать на трамвай (сама остановка находится в районе дома 51). Ещё в кадре виден овраг, в котором устроены Кировоградские пруды, а дома, стоящие за оврагом, — 45 и 48.  

Многие персонажи пьесы в фильме здорово изменились. Но самое главное, что появилось в картине, — это город, который с тех пор стал другим, а в «Служебном романе» остался как моментальный снимок осени 1976 года. 

Читайте также

Фильтр