Село Ясенево на протяжении нескольких столетий, вплоть до XVIII века, почти всё время принадлежало великим князьям или членам царской семьи. Хозяева не раз отдавали распоряжение о строительстве здесь храмов. Некоторые сохранились и до наших дней, строятся и новые, мы расскажем о четырёх из них.
Храм Петра и Павла в Ясеневе
Владевшие множеством земель цари время от времени жаловали имения своим приближённым. Вот и Ясенево в какой-то момент перешло из казны во владение Фёдора Лопухина. Это был щедрый дар Петра I, женившегося на его дочери Евдокии. И хотя Евдокия довольно скоро оказалась в монастыре, Ясенево в семье осталось, и его унаследовал Абрам Фёдорович, а за ним — Фёдор Абрамович Лопухин. Он и получил разрешение построить здесь каменную церковь Петра и Павла взамен обветшавшей деревянной Знаменской: «…вместо той ветхой церкви в близости и на том же месте каменную церковь строить позволить, <…> и построя убрати святыми иконами писанными по древнему Православной восточной церкви обычаю, и прочим церковным всяким благолепием украсить».
Освящение храма состоялось в начале 1750-х годов, но это было ещё не то сооружение, которое мы видим в Ясеневе сегодня. Новая каменная церковь состояла из одного «куба» с восьмигранным барабаном и куполом и была «холодной» — не отапливалась. И только когда имение Ясенево приобрёл князь Сергей Гагарин, храм был значительно расширен. Произошло это уже в 1830-е годы. К нему был пристроен ещё один придел в честь святой великомученицы Варвары. Сооружение, однако, получилось непрочное, одна стена покосилась, колокольня вообще была очень узкая, поэтому пришлось опять обращаться к митрополиту с просьбой разрешить ещё одну перестройку (фактически новый придел разобрали и построили заново в стиле русского барокко). Многострадальная стройка закончилась только в 1865 году, продлившись порядка 30 лет. Престолы храма освятили в честь Петра и Павла, Сергия Радонежского — покровителя Сергея Гагарина — и святой Варвары — покровительницы его жены.
Первоначальный небольшой собор, возведённый в середине XVIII века, во время перестроек был сохранён. Сегодня это восточный придел, и его стены хранят память о венчании родителей Льва Толстого, которое состоялось здесь в 1822 году. Мария Николаевна Волконская вышла замуж за подполковника Николая Ильича Толстого. Брак совершался по расчёту — невесте было уже за 30, она была нехороша собой, но богата. 28-летний жених сильно нуждался в средствах. Свадьбу устроили родственники (многие из которых жили в окрестностях Ясенева), но это как раз тот случай, когда брак по расчёту оказался счастливым.
В советское время храм постигла обычная для тех времён участь: он использовался как склад, потом как авторемонтная база. В этих перипетиях была утрачена роспись, но сама церковь сохранилась. Сегодня она является подворьем Свято-Введенского монастыря Оптина Пустынь.
Храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе
Это один из новых храмов Ясенева, благословение на его возведение Патриарх Московский и всея Руси Алексий II дал в 2006 году, но началось строительство уже при Патриархе Кирилле в 2009-м. Храм посвящён погибшим воинам, которые находятся под защитой покрова Богородицы. В память о них в стены храма вмонтированы девять резных крестов.
Проект был выполнен в традициях древнего византийского зодчества: крестово-купольный храм, центральное пространство которого образует крест. Изнутри стены украшены мозаиками.
При строительстве использовалась традиционная для этих случаев форма благотворительности: жертвование «на кирпичики». Люди, желавшие участвовать в финансировании возведения храма, приобретали именные кирпичи, к которым прикладывалось свидетельство, и имена жертвователей упоминаются в ходе церковных служб. Капсула с именами заложена и в нижнем приделе храма — месте, где, говоря современным языком, реализован проект «Икона Святой земли». Чтобы те, кто не имеют возможности побывать в Святой земле, могли прикоснуться к святыням, здесь собраны копии Вифлеемской звезды, Голгофского креста, Камня Помазания, Гроба Господня, Гробницы Богородицы, а также Колонны Благодатного огня и каменного водоноса из Каны Галилейской. Храм освятил Патриарх Кирилл в конце 2015 года.
Храм Казанской Иконы Божией Матери в Узком
Подмосковная усадьба Узкое может похвастаться самыми именитыми владельцами: в разные годы она принадлежала Трубецким, Толстым, Голицыным. В конце XVII века усадьба находилась во владении бояр Стрешневых. Тихон Стрешнев, дядька юного Петра и первый московский губернатор, решив удалиться от мирской жизни, построил здесь церковь, посвящённую Казанской иконе Божьей Матери.
До этого примерно на том же месте стояли две деревянные церкви. Первая сгорела, а вторая была перенесена на погост Покровский. Каменная церковь, выстроенная в стиле нарышкинского барокко, словно возвышалась над всей усадьбой: пятиглавая, устремлённая вверх, не «перегруженная» декоративными элементами, свойственными стилю, она стала центром усадьбы.
Внутри росписью занимался Николай Соломонов Вургаров, судьба которого заслуживает отдельного упоминания. Этнический черкес (до крещения носил имя Сарцахан), он попал в плен, откуда его выкупил архимандрит Иверского монастыря, крестил и велел обучить иконописи. Преуспев в этом деле, Николай был зачислен в Оружейную палату иконописцем и участвовал в росписи многих московских храмов. Художественные достоинства икон в церкви Казанской Божьей Матери высоко ценил Аполлинарий Васнецов — брат Виктора Васнецова, художник и искусствовед.
В советские годы храм был закрыт. Местным жителям разрешили разобрать иконы, после чего внутреннее убранство уничтожили. В церкви был магазин, общежитие, потом из неё сделали водонапорную башню, а в 1950-е годы здесь обустроили хранилище ценных книг. В 1990 году храм был возвращён церкви и восстановлен, правда, не в первоначальном виде. Так, ещё во время реставрации 1970-х годов была изменена форма куполов.
Храм святых Царственных страстотерпцев в Ясенево
Строительство церквей в Ясеневе ведётся и сейчас. Между улицами Тарусская и Ясногорская возводится храм в честь Святых Царственных Страстотерпцев, освящение малого храма состоялось в 2018 году, сейчас обустройство всё ещё ведется. Он посвящён памяти семьи императора Николая II.
Начиная рассматривать вопрос о возможной канонизации императорской семьи, Русская православная церковь оказалась в непростом положении. К 1996 году, когда Синодальная комиссия представила свой доклад, последние Романовы уже были канонизированы Сербской православной церковью, Русской зарубежной церковью, Катакомбной церковью. РПЦ, с одной стороны, была вынуждена всё время отвечать на вопросы, когда будет рассмотрена возможность канонизации, а с другой стороны, опасалась, что это дело будет переведено в политическую плоскость. В итоге иерархи постарались максимально дистанцироваться от любых возможных разговоров о политике, сосредоточившись на периоде после отречения императора.
Основанием для канонизации членов царской семьи стало принятие ими неизбежной смерти и попытка своим отречением сохранить мир в стране. Православные специалисты указывали, если бы Николай подавил революцию, он вошёл бы в историю как великий политик, но никогда не мог бы быть причислен к лику святых. Как пояснил в одном из интервью протоиерей Георгий Митрофанов, член Синодальной комиссии, «канонизован последний российский император не за свой характер, а за мученическую и смиренную кончину».