«Едем по пустынной Якиманке, мимо розовой церкви Ивана Воина, мимо виднеющейся в переулке белой — Спаса в Наливках, мимо желтеющего в низочке Марона, мимо краснеющего далеко, за Полянским Рынком, Григория Неокессарийского. И везде крестимся».
Иван Шмелёв, «Лето Господне»
Храм Николая Чудотворца на Берсеневке
Храмы существовали на этом месте издревле, о них известно с конца XIV столетия. Тогда здесь находился монастырь Николы Старого, упразднённый в XVI веке, затем стояла деревянная церковь. Состоящий при Боярской думе в чине думного дьяка богатый купец Аверкий Кириллов возвёл пятиглавый каменный храм в 1657 году при своих палатах (когда-то в палаты из храма даже вёл крытый переход). Освящён он был в честь Троицы Живоначальной с приделом святителя Николая. Здание храма в стиле русского узорочья сочетает праздничность с гармоничной декоративностью. В нижнем помещении храма располагалась усыпальница рода Кирилловых. На колокольне, разобранной в последней трети XIX века, когда-то висел двухсотпудовый колокол, изготовленный знаменитым мастером колокольного дела Иваном Моториным.
Трапезная храма пострадала от пожара в Отечественную войну 1812 года и была отстроена заново. В начале 1930-х годов храм был закрыт, в 1932 году его должны были снести, но снесли только колокольню. Во время войны в здании храма хранились коллекции из фондов нескольких московских музеев, а с 1958 года в нём разместился Научно-исследовательский институт музееведения. В 1992 году храм был возвращён верующим и в настоящее время является действующим. Несмотря на то что он расположен в центре города, поблизости ощущается неповторимая атмосфера старой Москвы XVII столетия…
Храм Воскресения Христова в Кадашах
Это самый значительный храм Кадашёвской слободы. Деревянная церковь упоминается здесь с 1493 года. Первый каменный храм был построен в 1657 году, затем через 30 лет, в 1687 году, на старом основании с частью стен было начато строительство нового двухэтажного, освящённого в 1695 году. Тогда же была построена шатровая колокольня. Это изящное сооружение — памятник в стиле «московского барокко», обладает выдающимися художественными достоинствами: оно лёгкое, с витыми колоннами на храмовых барабанах, лепниной и тонким ажурным декором. А на южном фасаде трапезной есть даже солнечные часы!
Каждый придел имеет свой отдельный алтарь, в общей сложности в храме их четыре. Отдельного упоминания достоин алтарь верхнего храма, имеющий шесть ярусов, высота которого составляла 12 метров. Увы, до наших дней он не сохранился. Приделы нижнего храма освящены в честь Успения Божьей Матери, Тихвинской иконы Божьей Матери и Николая Чудотворца.
Храм Воскресения славился своим колокольным звоном: его главный колокол, весивший 400 пудов, был отлит ещё в 1750 году, а всего на звоннице было четырнадцать колоколов. Утварь и святыни пострадали от пожара 1812 года. В 1830-х годах и конце XIX столетия церковь подвергалась перестройкам, в ней появились крытые паперти и галерея, был проведён частичный ремонт.
В 1934 году храм был закрыт, а большинство служивших в нём священников в 1937 году расстреляли. В советское время здесь располагался архив КГБ и спортивный клуб, а колокола стали собственностью Большого театра. В 1966 году храм был частично отреставрирован, в его помещении находились реставрационные мастерские центра имени Грабаря. Первое богослужение после возвращения храма верующим состоялось в 2004 году.
Храм Иоанна Воина на Якиманке
О первом предшественнике этого храма известно ещё с начала XVII столетия. Он располагался ближе к Москве-реке, но из-за регулярных подтоплений решено было возвести новый, подальше от берега. Его построили в 1671 году, но меньше чем полвека спустя он был затоплен во время городского наводнения. Здание, сохранившееся до наших дней, возводилось по указу царя Петра I, и вполне возможно, что он участвовал и в его проектировании. Освящение главного придела состоялось в 1717 году. Сочетание лепного декора с орнаментом делает этот храм праздничным и заметным.
В 1760 году в храме было уже три освящённых придела — Иоанна Воина, Гурия, Самсона и Авива и Димитрия Ростовского. В конце XVIII столетия он был расписан фресками Гавриилом Доможировым, а Василий Баженов создал для него уникальный иконостас. К сожалению, до наших дней они не сохранились… Церковь уцелела в Отечественной войне 1812 года, не пострадала от пожара, лишившись только небольшой части утвари и ценностей.
В 1922 году по ложному доносу был арестован и расстрелян настоятель храма отец Христофор Надеждин. Тем не менее богослужения здесь продолжались и в советское лихолетье.
Храм Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках (на набережной)
Первая церковь, возведённая в честь победы над Новгородом в конце XV столетия при Иване III, была деревянной. После пожара 1493 года в этой местности располагались царские сады, и там почти два века спустя, в 1682 году был возведён каменный храм Софии Премудрости Божией.
Именно он дал название Софийской набережной. А новая трёхъярусная колокольня, построенная в 1868 году, сразу стала здесь заметной архитектурной доминантой. После неё планировалось возведение грандиозного храмового ансамбля, но за неимением места от этих планов решено было отказаться.
В начале XX столетия здание пострадало от высокой воды, затопившей нижние помещения. В 1928–1929 годах при настоятеле Александре Андрееве храм был расписан художником Владимиром Алексеевичем Комаровским. В 1932 году церковь была закрыта, настоятель арестован и отправлен в ссылку, а всё имущество конфисковано. В здании разместились союз безбожников и заводской клуб, позже оно было переоборудовано под жилые помещения и лабораторию термомеханической обработки Института стали и сплавов.
В 1992 году храм был передан Русской православной церкви, богослужения возобновились после реставрации в 2004 году. А в 2013 году на колокольне вновь зазвонили колокола.
Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Спаса Преображения) на Большой Ордынке
Деревянная церковь на этом месте известна с 70-х годов XVI столетия. Каменный храм, освящённый во имя Преображения Господня, был достроен в 1685 году, а три года спустя, в 1688-м здесь прославляли икону «Всех скорбящих Радость», исцелившую сестру московского патриарха Иоакима. Так икона дала имя храму, и он стал Скорбященским. В конце XVIII века зодчий Василий Баженов возвёл трапезную и трёхъярусную колокольню, а в 1831 году Осип Бове приступил к строительству нового здания, завершённого его братом Михаилом в 1836 году.
Храм был закрыт с 1933 по 1948 год, но благодаря размещённым здесь фондам Третьяковской галереи его внутренне убранство удалось сохранить.