От микро до очень крупного бизнеса
Но, в отличие от того же Илона Маска, родившегося, что называется, с золотой ложкой во рту, Моженкову пришлось подниматься к вершинам карьерной лестницы с самых низов. Выросший на почепских задворках — в райцентре на юго-западе Брянщины, он имел все задатки уже в юном возрасте превратиться в уличного хулигана, но стал начальником депо ведущего советского военного завода. А в 90е ушел в микробизнес, который перерос в малый, а затем средний, крупный и очень крупный бизнес. В итоге через чреду провалов и успехов он поднялся на весьма высокий профессиональный и творческий уровень. Среди его достижений последних лет — создание «Ауди Центр Таганка» и ГК «АвтоСпецЦентр». И пройти такой путь под силу каждому, уверен он.
«У всех это должно получиться — надо просто поставить себе цель, постоянно набираться “полезных знаний” и работать над собой», — говорит Владимир Николаевич.
«Полезные знания» — термин из бизнес-лексикона самого Моженкова. К ним он относит книги и конференции, семинары и онлайн-курсы, бизнес-наставничество и живое общение с экспертами — набор довольно большой. Но в нем, предупреждает Моженков, нужно не только ориентироваться, а уметь им пользоваться, пропуская каждый инструмент через себя. И руководствоваться при этом своими планами и здравым смыслом. Все это открывает новые возможности для роста бизнеса, его масштабирования и, как итог, увеличения прибыли.
Работа только на результат
Правда, зачастую далеко не каждый видит возможности для такого роста. В таком случае на помощь приходят специалисты Mozhenkov Progress Consulting — нового проекта Владимира Моженкова, созданного шесть лет назад.
«Для каждой компании мы проводим консалт-проект, в ходе которого находим и прописываем необходимые шаги для ее роста, — рассказывает эксперт. — Начинается он с диагностики по 55 ключевым точкам, для чего задаем примерно 130 вопросов, которые анализируются с помощью нашей оригинальной айти-программы с элементами искусственного интеллекта. Диагностика позволяет нам проникнуть в бизнес-ткань предприятия, понять уровень менеджмента, его слабые и проблемные места, которые мы помогаем исправлять. При необходимости заказываем дополнительные исследования, изучаем конкурентов компании и в целом рынок, на которой она работает. Результат нашего консалтинга — новая чистая прибыль. А я работаю только на результат».

С момента запуска своей консалтинговой компании Владимир Моженков лично провел свыше 360 таких консалт-проектов, а также более 460 бизнес-консультаций и 296 стратегических сессий. К слову, такой строгий учет — пример его отношения к бизнесу в целом: «Ты можешь изменить лишь то, что можешь посчитать».
А изменять, корректировать планы развития надо постоянно. Для этого необходима четкая система управленческого учета: если у тебя нет такой системы, ты в зоне риска. Есть — ты снижаешь риск и получаешь плановую чистую прибыль.
«Мы выстраиваем систему управленческого учета по 21 позиции, но это не конвейер: мы не шьем костюмы по лекалам, а работаем как бутик, подгоняя индивидуально под каждую фигуру. Хотя управление и в Африке управление, и всюду на 80% эти системы совпадают, мы каждый раз учитываем специфику, связанную с жизненным циклом компании, с ее корпоративной культурой и с картиной мира, которая есть у собственника, — развивает свою мысль Владимир Николаевич. — В ходе консалтпроекта собственник начинает понимать, чем он управляет, и если в дальнейшем он проявляет настойчивость, то наращивает выручку в разы».
По статистике, консультируемые его командой компании увеличивают выручку минимум вдвое. Есть случаи, когда эти показатели возрастали в семь раз. Сам Владимир Моженков, возглавляя ГК «АвтоСпецЦентра», генерил с командой прибыль EBITDA 20 млн долларов в год и повысил ее капитализацию в 115 раз.
Тень первого лица
Многие, конечно, сегодня к таким обещаниям относятся настороженно — ценность бизнес-образования в России за последние годы сильно девальвирована. Причина — в засилье на этом рынке молодежи без опыта: собственников компаний начинают поучать люди, в лучшем случае занимавшие должности руководителей отделов продаж.
«Это как войти в бассейн по колено и учить всех плавать баттерфляем, — говорит Моженков. — Беда нашего бизнес-образования в том, что в нем почти нет практиков, а горе-теоретики мало того, что не знакомы с реалиями, так еще и много выдумывают: налоги для собственника на бизнес, способы ухода от операционки или работы без бюджета. Очевидно, что такие бизнес-цыгане путают, например, операционную деятельность с микроменджентом. И в целом экспертность в бизнесе приходит после 15 лет непосредственной работы управленцем. Откуда этот опыт у нынешних 30летних тренеров? Один эпатаж для привлечения внимания».

Можно было бы и на такой способ заработка закрывать глаза, но многие жертвы таких экспериментов рано или поздно оказываются среди клиентов Моженкова — у каждого второго из них ситуация оказывается крайне запущенной, но, с точки зрения Владимира Николаевича, поправимой. Ведь он априори считает каждого бизнесмена человека разумным — он же не переходит улицу на красный свет. Более того, любой собственник изначально обладает двумя важными качествами: он умеет управлять и собой, и вверенным ему коллективом. В итоге получается компания, которая становится продолжением тени его первого лица — это сравнение часто приводит Моженков. И такой же можно считать его собственный консталпроект.
Команда честных профессионалов
Mozhenkov Progress Consulting — это самая профессиональная команда в стране, уверен ее основатель. Основной ее костяк собран Моженковым еще во времена «Ауди Центр Таганка», да и у каждого вновь приглашенного специалиста за спиной должен быть как минимум 25летний опыт работы на рынке.
«Сегодня мы — компания федерального уровня, которая работает с компаниями из любых отраслей. Весь комплекс услуг для них мы выполняем командой, где каждый отвечает за свою область специализации — я, к примеру, не берусь за ту сферу, в которой не чувствую себя профессионалом», — поясняет Владимир Николаевич.
Таким образом, ежемесячно в ведении его команды оказывается 15—20 компаний — с кем-то сотрудничество только начинается, с кем-то — идет в активной фазе, с кем-то — близко к завершению. Каждый цикл зависит от заказчика: одному нужна страт-сессия для постановки цели на ближайшие три года, другому — комплексный консалтинг, на который требуется 3—6 месяцев. Такой, как правило, заказывают компании с оборотом от полумиллиарда — им нужна уже цель на миллиард. При этом при достижении любой из поставленных целей поступает заказ на следующую.
«Мудрые от нас не уходят», — отмечает Моженков.
Более того, многие приходят учиться непосредственно у самого Владимира Николаевича. Причем поразному. Так, несколько лет назад к нему устроился на работу парень, который через полтора года уволился и создал собственный бизнес — сейчас он уже вышел на выручку под 200 млн руб. и при встрече благодарит за эту науку Моженкова.
«Я не только учу, но и рассказываю о своих ошибках — все обычно их скрывают, а я даже сделал мастер-класс на их основе: как-то прикинул по-крупному, что мои ошибки привели к потере примерно миллионов 15 в долларах. Но заработать смог больше, — признается бизнесмен. — Все это было от незнания, отсутствия опыта, меньшей настойчивости при большом доверии. Так, раньше я нанимал только профессионалов, а сейчас смотрю сначала на честность и порядочность человека, а только потом на его знания и умения — к этому меня тоже подтолкнул жизненный опыт».
Синтез уникального опыта
Основные выводы из своей 30летней предпринимательской практики Владимир Моженков излагает также в книгах. Первую из них он написал по настоятельному совету Игоря Манна, самого, пожалуй, известного маркетолога в нашей стране. В результате его «ГЕН директора» до сих пор остается супербестселлером бизнес-литературы. За ней последовали еще четыре не менее успешных практических пособия.
«Каждая моя книга раскрывает одну из граней реализации человека, в первую очередь в профессиональной, социальной и творческой сферах, — рассказывает он. — Все это — синтез моего опыта, и второго такого практика в Москве пока нет. Причем мой опыт уникален еще и тем, что мне и моей команде доводится работать с лучшими российскими компаниями — это взаимодействие нас тоже очень обогащает, мы впитываем и перерабатываем их наработки тоже».
Выпустив пять бестселлеров, Моженков взял паузу на пару лет, а сейчас поставил себе новую цель — написать еще две. Материал для одной уже накопил, вторая еще в процессе формирования.
Цели, кстати, Моженков ставит себе постоянно — на 5, 10 и 15 лет, а также на каждый год, месяц и неделю. А также на каждый день — этот его принцип называется «Дай себе пять»: пять целей разного масштаба ежедневно. Хотя он редко только пятью ограничивается, но на них бросает до 80% своего времени.
«Это очень эффективно», — признается он.
А однажды Моженков задался целью выступить с мастер-классами в 100 городах России, в которых никогда не бывал. Сегодня он уже близок к ее завершению — осталось всего четыре пункта.
«Это может быть любой город, например, Псков или Чита. Если пригласят — сразу же поеду!»
Владимир Моженков в 1981 году окончил Брянский институт транспортного машиностроения по специальности «инженер промышленного транспорта», в 1990м получил диплом Института менеджмента и предпринимательства (Москва), а также обучался и стажировался в Италии, Германии, Великобритании, США и Китае.
Владимир Моженков первым в России внедрил сбалансированную систему показателей (ССП) и книжный KPI: каждый руководитель должен читать книги о менеджменте, управлении и психологии — минимум 63 книги в год.