Так писала популярная французская газета «Монд» о Людмиле Зыкиной. Певица очень любила свою дачу, что находилась в Пахре, почти в нынешних пределах Троицка. Но подлинное счастье Зыкина переживала лишь на сцене. Эстраде она отдала всю себя, а взамен обрела колоссальную славу. Полмира услышало русскую песню в её исполнении.
Дача у кромки леса
А ещё она любила всё, что связано с природой. С упоением могла петь в лесу. Говорила, что если петь возле берёз даже шёпотом, голос кажется звонче, если в ельнике — приглушённым, а среди высоких трав — звучит мягче. Одна из дач народной артистки находилась в старом дачном посёлке Троицкого округа Москвы — в Советском Писателе, который неофициально именуется также Пахрой. Несмотря на название посёлка до самой реки Пахры почти 10 км. Зато всего в километре от дачных домов течёт река Десна, куда Людмила Георгиевна с удовольствием выбиралась порыбачить, как только у неё появлялось свободное время. Рыбалку Зыкина очень любила.
Двухэтажный кирпичный дом артистки находился на Восточной аллее посёлка около самого леса. В Совписе жили и продолжают жить, творить и отдыхать представители творческой интеллигенции. В доме народная артистка всё делала самостоятельно — даже планировку дачи продумала сама. Людмила Зыкина с детства любила шить, вышивать, готовить. Большую комнату в дачном доме украсила собственными вышивками. Она умела изготовить даже гобелены и гладью вышивала целые картины. К слову сказать, и многие сценические костюмы Зыкина оформляла сама.
От станка к сцене
Люся Зыкина родилась в Москве в 1929 году в простой семье, перебравшейся из деревни в город. Любовь к пению ей привила бабушка — по словам артистки, пела она «нутром и с отдушиной». С двенадцати лет девочка начала работать, училась в школе рабочей молодёжи. В годы войны пошла на завод им. С. Орджоникидзе. Зыка (так будущую артистку называли на заводе) сначала была ученицей, затем получила квалификацию токаря и стала выполнять полноценный объём работы. Юную работницу Люду, которая стояла на ящиках, чтобы дотянуться до станка, даже отметили вымпелом ударницы.
То было трудное для страны время, военное. В 1945 году московские госпитали ещё были переполнены. В один из них, в Военный клинический им. А. В. Вишневского, Людмила пошла работать санитаркой. Тогда же она записалась в народную самодеятельность в Черёмушках и стала выступать перед ранеными, аккомпанируя себе на гитаре. В 18 лет на спор с подружками она решила участвовать во Всероссийском конкурсе молодых исполнителей. По итогам конкурса Зыкину приняли в Государственный академический русский народный хор им. М. Е. Пятницкого, возглавляемый тогда Владимиром Захаровым. В списке принятых фамилия Зыкина стояла первой. Из полутора тысяч приняли всего четверых: одну девушку и трёх юношей. В своих воспоминаниях под названием «Песня» (1975) артистка писала, что русскую песню полюбила по-настоящему именно в хоре Пятницкого. Хор стал для неё «школой познания песни и секретов её исполнения». Как оказалось, главное — проникнуть в смысл, глубинное содержание песни.
В 20 лет у Людмилы умерла мама. На нервной почве пропал голос. Это стало для девушки новым ударом. Она написала заявление и ушла из хора. Надо было на что-то жить, и Люся устроилась на работу в типографию. Она уже и думать забыла об «артистке», как вдруг стала что-то напевать и ахнула от удивления: вернулся голос.
В хор Пятницкого Зыкина возвращаться не стала. Узнав, что на радио есть хор русской песни, она прошла прослушивание и была принята в хор русской песни Всесоюзного радио. Там с ней работали опытные педагоги. В мемуарах Зыкина пишет: «…я постигала тайны раскрытия песни, без которых впоследствии у меня ни за что не получились бы ни «Оренбургский платок», ни «Ивушка», ни «Течёт Волга».
В 1960 году прошёл Всероссийский конкурс артистов эстрады. В составе жюри: Леонид Утёсов, Аркадий Райкин, Клавдия Шульженко, Мария Миронова и другие звёзды эстрады. На конкурсе вышел казус: в сопровождавшем Зыкину ансамбле народных инструментов музыкантов было заявлено больше, чем требовал регламент, и номер могли не допустить до конкурса. Тогда Зыкина решилась петь вообще без всякого сопровождения и исполнила «Сронила колечко», «Утушка луговая», «Ты подуй, подуй, ветер низовой». Певица получила единогласное одобрение жюри. Так перед ней открылась эстрадная сцена и закончился 10-летний «радийный» период певицы.
Зыкина вспоминала свои первые переживания: «…придя на эстраду, никак не могла отделаться от ощущения, что зритель в зале меня не слышит, потому что была я приучена перед микрофоном петь тихо». Ей на ходу приходилось перестраиваться и избавляться от многолетних привычек и наработанных приёмов пения. Зыкина стремительно освоилась и наладила сотрудничество с авторами песен. Все отмечали её выносливость и стремление учиться, постигать новое. В 40 лет певица окончила Московское музыкальное училище им. М. Ипполитова-Иванова, где для дипломного концерта разучила «Под дугой колокольчик» в быстрой и новой для себя манере исполнения и сразу включила её в свой репертуар.
Народная артистка
В 1977 году Людмила Зыкина получила диплом института имени Гнесиных и основала Государственный академический русский народный ансамбль «Россия». Его солисткой и художественным руководителем она оставалась до конца жизни. Зыкина заслужила в 1960-1980-е годы огромную славу. Певицу знали не только во всём СССР, который она объездила весь, но и за рубежом. Артистка считала историю гастролей важной частью артистической биографии и была благодарна всем своим зрителям во всех странах, где она выступала. Побывала она, по её воспоминаниям, в 90 странах мира, объездила всю Европу, посетила Новую Зеландию, Северную Корею, Австралию, выступала в Афганистане перед советскими войсками.
Перед очередными зарубежными гастролями в Индии, Корее, Японии, Вьетнаме или Европе Зыкина обязательно старалась разучить свои песни на языке той страны, где должна была выступать, а также исполняла пару самых популярных местных песен. Ими она заканчивала концерт, что вызывало бурные восторги и ликование публики. Артистку принимали лучшие площадки мира, но больше всего Зыкину потрясло, как её принимали в легендарной «Олимпии» в Париже. На сцену, на которой пели Эдит Пиаф и Фрэнк Синатра, Зыкину вызывали десятки раз спеть на бис «Оренбургский платок» и «Течёт Волга». По этим песням певицу особенно хорошо запомнили — на Западе её называли «мисс Волга».
Людмила Зыкина считала своим подлинным домом сцену. Она ценила любовь и домашний уют, но, несмотря на четыре брака, к концу жизни осталась одна. Возможно, она не была создана для тихого семейного счастья и потому так и не решилась завести детей, понимала всю ответственность материнства. При этом в её репертуаре много песен о женской судьбе — Зыкина проникновенно исполняла «Ариозо матери», «Рязанские мадонны».
На склоне лет Зыкина много болела. Умерла в 80 лет в 2009 году. Но песни её по-прежнему хорошо слышны.