Две из семи «военных» станций Московского метрополитена, «отдохнувший» памятник, оригинальное постконструктивистское здание кинотеатра, аромат сдобных баранок из памяти местных старожил, живой свидетель середины XIX века и деревянный дом для «кирпичной» семьи — в нашем материале.
Длина маршрута — 3,4 км, 5 000 шагов.
(1) «Электрозаводская», от которой начинается наш маршрут, сама по себе является важным объектом для истории Москвы. Это одна из семи станций, открытых в столице в период Великой Отечественной войны (ВОВ). Особенность метростроения такова, что, в отличие от стройки на поверхности, заморозить сооружение подземных тоннелей еще сложнее, чем продолжать их возведение. Во многом поэтому строительство станций было закончено еще до окончания войны.

Наземный вестибюль станции метро «Электрозаводская». Фото: К. Спасский
Тем не менее «Электрозаводская» вместе с остальными шестью станциями стала важным символом для страны: несмотря на тяжелое военное время, Советский Союз смотрел в будущее и создавал под него инфраструктуру. В начале ВОВ недостроенная станция также использовалась для убежища во время бомбардировок Москвы 1941-1942 годов.
При этом строительство было завершено без упрощения изначального плана. Средства и силы нашлись на все необходимые «архитектурные излишества» при оформлении зала, а павильон «Электрозаводской» своими очертаниями — шестигранной конструкцией и приземистым куполом — напоминает классические византийские базилики.
Открыта станция 15 мая 1944 года, за год до Великой Победы.
В одной из сводчатых ниш вестибюля в 1944 году была установлена (2) скульптура «Метростроевцы в забое» авторства Георгия Мотовилова. Монумент запечатлел тройку проходчиков с их рабочими инструментами. Он посвящен первым строителям московского метро — настоящим героям эпохи первых пятилеток. В те годы их титанический труд почти не был автоматизирован, и тоннели приходилось пробивать буквально вручную.
В «лихие девяностые» у рабочих дважды воровали их инструменты, а затем возвращали их на место. В безусловном акте вандализма можно найти и положительные символы. Метростроевцам дали ненадолго «отдохнуть».

Скульптура «Метростроевцы в забое». Фото: К. Спасский
(3) Постконструктивистское здание кинотеатра «Родина» важно для архитектурной среды города первозданностью своего внешнего вида для такого типа сооружений. Построено в 1938 году по проекту архитекторов Якова Корнфельда и Виктора Калмыкова.

Кинотеатр «Родина», конец 1930-х годов. Фото: n.sy4ev / pastvu.com
Сейчас бывшее здание кинотеатра, являющееся объектом культурного наследия, преобразуется в районный центр сети «Место встречи». В процессе реконструкции полностью сохраняется его исторический облик: проводятся работы по реставрации оригинальной фрески на фасаде, колонн и входного портала. Кроме того, на крыше здания будет воссоздан открытый ресторан, известный в советское время.

Кинотеатр «Родина». Фото: К. Спасский
Ароматом свежих сдобных баранок в памяти местных старожил по-прежнему живет (4) бывший Бараночный завод №1.

Бывший Бараночный завод №1. Фото: К. Спасский
Именно на этой бараночной фабрике, согласно утверждениям историков, в 1929 году инженер Георгий Марсаков совершил настоящий переворот в советской хлебопекарной отрасли. Он разработал и успешно внедрил уникальный кольцевой конвейер, который стал ключевым изобретением. Успех этой технологии оказался столь значительным, что уже спустя два года на Ходынской улице был запущен первый в стране гигантский хлебозавод-автомат, работающий по тому же революционному принципу. А в дальнейшем и другие хлебозаводы-автоматы по всей Москве.
Главное здание бывшего Бараночного завода 1880 года постройки, к сожалению, серьезно пострадало в пожаре в 1998 году. Это место ждет новая жизнь.

Бараночный завод №1, конец 1980-х годов. Фото: Losinka1 / pastvu.com
В близком к первозданному виде сохранилось и здание (5) Пожарной части №15, построенное в 1931 году в конструктивистском стиле, лишенное только наблюдательной башни.

Пожарная часть №15. Фото: К. Спасский
В 1980 году личный состав 15-й пожарной части обеспечивал пожарную безопасность в ходе летних Олимпийских игр в Москве. Спустя шесть лет сотрудники части вновь оказались на передовой, но уже для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Они одними из первых откликнулись на призыв о помощи и осуществили перегон пожарной техники в зону чрезвычайной ситуации.

Пожарная часть №15, рубеж 1940-х и 1950-х годов. Фото: Pirogov / pastvu.com
Семёновский парк занимает часть территории бывшего Семёновского кладбища — бывшего крупнейшего в мире военного некрополя, известного с XVIII века и ставшего последним пристанищем для десятков тысяч героев и воинов, павших в Отечественной войне 1812 года, Русско-японской, Первой мировой и Гражданской войнах. В советский период большая часть его территории была отдана под строительство завода «Салют» и парк.

Старые надгробные памятники в Семёновском парке. Фото: К. Спасский
В нынешнем парке можно найти (6) закладной камень, «заложенный во славу российским солдатам и офицерам, честно служившим отчизне и умершим от ран и болезней во время войн XVIII — начала XX веков и похороненным на бывшем Семёновском кладбище».

Закладной камень мемориала на Семёновском кладбище. Фото: К. Спасский
В северной части парка находится (7) вековой дуб, которому, по разным оценкам, около 200 лет.

Вековой дуб. Фото: К. Спасский
Растет он непосредственно у (8) Храма Воскресения Христова на Семёновском кладбище, который был построен в 1855 году на средства купца Михаила Мушникова и освящен митрополитом Филаретом. Архитектурной особенностью этой церкви является колокольня, которая не вынесена отдельно, а расположена над западной частью самого храма, напоминая вторую главу. Первые настоятели храма, такие как протоиерей Александр Сергиевский и основатель первого в Москве общества трезвости Константин Остроумов, были похоронены на прилегающем кладбище.

Храм Воскресения Христова на бывшем Семёновском кладбище. Фото: К. Спасский
В 1929 году храм был закрыт, купол и колокольня снесены, а здание перестроено под контору и производственные нужды. Здание было возвращено Русской Православной Церкви в 1993 году, а после восстановления в 2017 году великое освящение совершил Патриарх Кирилл, который призвал поминать погребенных здесь усопших и не использовать по отношению к кладбищу определение «бывшее»:
«Не бывает бывших кладбищ… Здесь люди в земле лежат. … И пусть само название помогает нам осознать весь трагизм той истории, которая на этом месте совершилась. Вычеркните из названий слово „бывшее“».

Храм Воскресения Христова в 1990 году. Фото: Андрей Агафонов / pastvu.com
Среди деревьев скрывается (9) дом Гусаревых. Этот род был не просто семьей домовладельцев, а настоящими пионерами кирпичного производства в Москве XIX века. Основав заводы еще в 1784 году, они оставили огромный след в архитектуре города: их кирпич использовался при строительстве Политехнического музея и даже для реставрации стен Кремля. Наследник династии, инженер Алексей Гусарев, превратил производство в высокотехнологичное предприятие, внедряя инновации вроде берлинской печи и экспериментируя с качеством материала, за что был удостоен права изображать государственный герб на своем клейме.
Особую известность Гусаревым принесло не только производство кирпича, но и создание уникальных керамических изделий. Алексей Гусарев лично разрабатывал технологию изготовления полихромных изразцов со сложным рисунком, которые украшали их собственный дом. Его фабрика также выпускала изящные терракотовые вазы, статуи и лепные украшения для зданий, продукция которой была представлена на Всероссийской художественно-промышленной выставке и высоко оценена.
При этом дом самих Гусаревых, служивший также тайным духовным центром для старообрядческой общины в течение многих лет, был построен не из кирпича, а из дерева, что остается загадкой по сей день.



Дом Гусаревых. Фото: К. Спасский
(10) Экспериментальное 25-этажное здание 1980 года постройки интересно монументальной мозаикой «Женщины и мода» работы Елены Романовой, созданной в 1982 году для одноименного магазина.

Дом с мозаикой. Фото: К. Спасский
Панно, посвященное эволюции стиля, изображает женщин разных эпох: в центре — античная красавица в тунике, по бокам от нее — дамы в костюмах прошлого, а в правом нижнем углу — девушка-современница автора в модном желтом комбинезоне и туфлях на каблуках.

Мозаика «Женщины и мода». Фото: К. Спасский
Неприметное здание с адресом Измайловское шоссе 3А, строение 2 — (11) часовня старообрядцев-феодосиян, освящена в 2009 году в честь Владимирской иконы Божией Матери. Строение датируется 1908 годом.

Часовня старообрядцев-феодосиян. Фото: К. Спасский
Завершим прогулку, пройдя через (12) Семёновский сквер. Здесь расположена большая детская площадка-молекула для детей старшего возраста, оформленная полигональными скульптурами. Транзитный проход через территорию оформлен Планетной площадью.




Семёновский сквер. Фото: К. Спасский
После чего попадаем к павильону станции «Семёновская» — второй из семи станций, открытых в период Великой Отечественной войны. И, будто отдавая дань памяти своим создателям — метростроевцам, работающих с того времени каждый день.
Кирилл Спасский