Эффект «Выхино» 

Эффект «Выхино» , фото

Станция метро «Выхино», Москва

Дата открытия: 31 декабря 1966 года
Прежнее название: «Ждановская» (до 1989 года)
Архитекторы: А. Ф. Стрелков, В. А. Черёмин

Сын преподавателя богословия и одного из первых в России исследователей Апокалипсиса, Андрей Александрович Жданов не просто не пошёл по стопам отца, а двинулся совсем в другую сторону. Он увлёкся идеями марксизма и вступил в РСДРП(б). Став влиятельным идеологом, Жданов высоко взобрался по партийной карьерной лестнице. Вероятный преемник Сталина (после убийства Кирова) и 1-й секретарь Ленинградского обкома, он не только приложил руку к написанию «Краткого курса истории ВКП(б)», но и отметился в судьбе отечественной литературы постановлением «О журналах „Звезда“ и „Ленинград“», где так досталось «реакционным мракобесам» Зощенко и Ахматовой.

Имя Жданова многократно увековечено в названиях кораблей, заводов, институтов, городов, совхозов, колхозов и улиц. Район, растянувшийся от Таганки до окраины столицы, назвали Ждановским. В канун нового 1966 года в районе открылась соответствующая станция метро — «Ждановская». Местная жительница вспоминала: «Когда здесь начали строить метро, жители не понимали зачем. Тут ещё в те времена были садовые товарищества. Народа совсем немного. (…) Ездить сюда особенно было некому. Ну ездили деревенские к себе на дачу, но совсем небольшой поток. Никто не знал, что Москва так будет быстро развиваться. Я иногда смотрю на людей в час пик на платформе, и просто не верится, что здесь были поля и болота». Тогда в этих краях, недавно включённых в границы столицы, расстилались угодья совхоза имени Моссовета: здесь выращивали овощи, стояли коровники.

Наземная открытая станция с двумя береговыми платформами явилась продуктом эпохи тотальной экономии, курс на которую взял пришедший к власти Никита Сергеевич Хрущёв. Во время официального визита в США в 1959 г. генсека впечатлили не только кукуруза и самообслуживание в столовых, но и станции нью-йоркского сабвея — наземные и на эстакадах. Так вырвались на поверхность и станции московской подземки. Новшество сперва внедрялось на Филёвской ветке. На «Ждановской» же, Таганско-Краснопресненской линии, открывшейся уже после отстранения Хрущёва от власти, процесс сооружения наземных станций завершился. Он возобновился на Бутовской ветке, но гораздо позже и по иной строительной технологии.

Пётр Тодоровский в 1986 году снял на «Ждановской» эпизод своей картины «По главной улице с оркестром» с Олегом Борисовым в главной роли. Внимательные зрители (вероятно, жители района) приметили один ляп. Герой Борисова из дома в Подмосковье отправляется на работу в Московский институт управления, доезжает до платформы «Ждановская» и вместо того чтобы спуститься в подземный переход, пересаживается в метро. Далее, выйдя из вагона на всё той же «Ждановской», зачем-то садится в автобус, хотя институт находится напротив метро.

Автором станции «Ждановская» стал Александр Фёдорович Стрелков (1923-2000) плодовитый метростройщик, начинавший карьеру соавтором Алексея Душкина на станции «Новослободская» и поработавший совместно с Ниной Алёшиной. В 1967 году Стрелков занял пост главного архитектора «Метрогипротранса».

Полвека без малого «Ждановская», в 1989 году переименованная в «Выхино» в честь селенья Выхонь на речке Голеди (владения Шереметевых), была конечной. И во время строительства новых станций в направлении «Жулебино» «Выхино» временно возвращало себе этот почётный статус. Как одна из самых загруженных московских станций она вошла в историю ещё и устойчивым термином, так называемым «эффектом Выхино». В час пик поезда на конечной станции настолько заполнялись, что на следующих остановках, направляющихся в центр Москвы, пассажиры уже не могли протиснуться в двери. С продлением ветки пассажиропоток удалось разгрузить.

Читайте также

Фильтр