Официальная история Москвы насчитывает менее 900 лет: на 1147 год приходится первое упоминание города в летописях. Неизвестно, существовало ли поселение под этим названием и раньше, но люди жили на этой территории и много тысячелетий назад. Подтверждение этому — Дьяково городище в районе Нагатинский Затон.
Дьяковская культура
Археологи установили, что территорию Москвы и Подмосковья люди населяли еще десятки тысяч лет назад. Правда, свидетельств эпохи палеолита — времени, когда у людей были только каменные орудия, а занимались они в основном охотой, — осталось мало. Гораздо больше памятников бронзового века (III–II тыс. до н. э.), когда человек уже научился делать боевое оружие и украшения из меди и бронзы, а также изобрел земледелие и животноводство.
Наконец, первое тысячелетие до нашей эры для жителей этих мест — это эпоха раннего железа. Именно к ней и относится Дьяково городище — уникальный памятник на правом берегу Москвы-реки в заповеднике Коломенское, давший название целой археологической культуре. А главное, эта территория — самое древнее из обнаруженных поселений в границах столицы.
Вполне естественно, что поселение, которому больше 2,5 тысячи лет, не носило название Дьяково. Наименование ему дали археологи по селу Дьяково, которое находилось неподалеку и возникло во второй половине XIV века. Многочисленные памятники Дьяковской культуры обнаруживаются во многих регионах центральной части современной России, самые ранние из них датируются VII веком до н. э. Поселения, в числе которых были и городища, существовали в Тверской, Владимирской, Вологодской, Ярославской и Смоленской областях.
Земледельцы, охотники и скотоводы
Дьяково городище в Москве свое начало берет еще в V веке до н. э.— по крайней мере, к этому склоняются историки. Предположительно, здесь жили финно-угорские племена. Они занимались земледелием и скотоводством: обитатели городища выращивали свиней, коров и лошадей. Естественно, не обходилось и без охоты. Представители Дьяковской культуры, как правило, селились на берегу рек и возле обширных по площади лесов, богатых дичью. Они охотились на бобров, барсуков и лосей, а также медведей, лис и кабанов. Шкуры некоторых зверей экспортировались соседним племенам.
По одной из версий, именно ради торговли древние люди изобрели так называемые «дьяковские грузики» из глины. Считается, что они могли использоваться в качестве измерителей веса. Но некоторые специалисты в них видят предметы культа. Однако более распространенная гипотеза гласит, что грузики применялись для ткацких станков или пряслиц.
На раннем этапе обитатели Дьяковского городища жили в длинных домах, разделенных на несколько комнат, с открытым очагом в центре жилища. Лишь к концу I тысячелетия до н. э. появляются отдельные дома. Принадлежали они родовым общинам, в которые входило по несколько семей. Численность подобных поселений в центральном регионе оценивается примерно в 100–200 человек.

Д. Я. Самоквасов (1843–1911); З. Доленга-Ходаковский (1784–1825)
Невысокие и худые
Интересно, что историкам почти неизвестны погребения представителей Дьяковской культуры: археологи находят лишь разрозненные кости. Разным эпохам, а также культурам соответствуют свои траурные церемониалы. О переменах в жизненном укладе того или иного древнего общества свидетельствуют даже малейшие изменения в захоронениях. В Дьяковском городище умерших кремировали, а прах хоронили вдали от заселенной местности. С развитием Дьяковской культуры стали появляться так называемые «домики мертвых»: это полуземлянки, где вместе с прахом содержали погребальный инвентарь и бронзовые украшения.
Из-за этого характера захоронений историкам сложно оценить, каков был физический облик жителей дьяковских поселений. Ученые А. С. Сыроватко и А. Я. Елистратов прибегли к необычному способу: решили снять отпечатки пальцев с найденных керамических предметов. В результате они выдвинули предположение, что люди Дьяковской культуры были худощавыми и невысокого роста. Правда, с оговоркой, что эта методика в отсутствие сохранившихся скелетов дает лишь предположительные результаты.
Хорошее место пусто не бывает
Скорее всего, в середине I тысячелетия н. э. Дьяково городище в своем прежнем виде перестало существовать. Что именно случилось с древним поселением, неясно. Примерно в это время (т. е. в V–VI вв. н. э.), с падением Рима и Великим переселением народов, в район современного Московского региона приходят славянские племена. Не исключено, что они сосуществовали вместе с финно-угорскими жителями городища, однако затем вытеснили или ассимилировали их. А возможно, произошла демографическая катастрофа.
Характерная археологическая находка в городище — так называемая «текстильная» керамика. Свое название этот вид керамики получил потому, что глиняные сосуды украшались узорами, имитирующими ткань. На фрагментах керамики этой культуры нередко можно увидеть гребенчатый орнамент. Узоры, как предполагают археологи, наносились с помощью специальной палочки, обмотанной нитью. Мог использоваться и стержень еловой шишки.
Впрочем, на месте Дьякова городища жизнь отнюдь не прекратилась. В XI–XII вв. здесь существовало славянское поселение, об этом также свидетельствуют археологические находки. Впоследствии эта местность использовалась для различных гуляний, в том числе всего пару столетий назад. В XIX веке жители села Дьяково, как писал историк и археолог Иван Егорович Забелин, водили вокруг курганов хороводы и совершали различные обряды. Вполне возможно, что славянские племена, к концу X — началу XI века принявшие христианство, воспринимали бывшее Дьяково городище как место, где все еще живут языческие духи, и легенды об этом передавали из поколения в поколение.
Археологи ищут
Научные изыскания возле села Дьяково начались двести лет назад. Впервые городище еще в 1821 году начал исследовать археолог, поляк по происхождению, Зориан Доленга-Ходаковский. Он первый, кто определил Дьяково как памятник древности, а также установил площадь его верхней площадки и основную структуру. Первые раскопки начались в 1871 году — их проводил молодой археолог Дмитрий Яковлевич Самоквасов. Ему принадлежит известная находка — клад бронзовых украшений. Точнее, обнаружили его крестьяне, у одного из которых он и купил долю. Сейчас все эти вещи хранятся в Историческом музее.
Спустя несколько лет работы на Дьяковом городище вел и археолог Георгий Дмитриевич Филимонов. Он обнаружил свыше 250 предметов, среди которых помимо железных и бронзовых предметов выделяется рукоять плети, выполненная из рога в IV–III вв. до н. э. Не в последнюю очередь раскопки Филимонова привели к тому, что городища в лесной зоне стали восприниматься как важные археологические памятники.
Впоследствии крупные работы на Дьяковом городище велись в конце XIX века Владимиром Ивановичем Сизовым. Раскопки продолжались и в XX веке, а последние археологические исследования датируются 2001–2004 гг. Несмотря на то что Дьяково городище имеет статус объекта культурного наследия народов России, а также полуторавековую историю экспедиций, в настоящий момент оно все еще считается изученным только частично. А значит, историков могут ждать новые открытия, связанные с культурой людей, живших здесь 2,5 тысячи лет назад.