Выставка «Где мой дом?», посвященная 125-летию Марины Цветаевой, продлена до 1 мая. Юбилейная экспозиция представляет посетителям дело всей жизни Цветаевой – ее служение слову.
Впервые с 1992 года в Доме-музее Марины Цветаевой собраны воедино ее рукописи, библиотека и случайно уцелевшие мемориальные вещи. Образный ряд выставки, построенный вокруг подлинников, соотнесен с ключевыми понятиями единого лирического сюжета поэзии и жизни Марины. Композиционно и сценографически выставка опирается на вершинное произведение поэтического пути Цветаевой — «Поэму Воздуха». Строки этой поэмы открывают каждый раздел выставки, символически определяя его содержание. Следуя этапам поэмы, меняется и пространство выставки, последовательно избавляясь от звука, цвета и света.
Первая часть выставки – рождение поэта: античность и христианство, отец и его классический музей, мать и ее романтическая музыка, Пушкин, кумиры отрочества и юности – Мария Башкирцева, Байрон, Наполеон, его сын и множество книг. Эта атмосфера дома детства Цветаевой сформировала ее личность. Вторая часть – «Поезд жизни» – развивает тему случайности встреч, событий, материальных вещей на жизненном пути поэта. Здесь представлены личные вещи Марины Ивановны и близких ей людей: серебряное кольцо-печатка, когда-то украшенное корабликом; шашки, в которые она играла с сыном Георгием; коралловые бусы «бочоночком»; красный платок с якорями, который Марина подарила дочери Ариадне и проч. Следующие два зала посвящены письменному труду поэта: рабочие тетради Цветаевой, письменный стол, ручка-вставочка – свидетели и участники рождения бессмертных цветаевских шедевров.
Один из центральных объектов выставки – уникальная мультимедийная презентация, позволяющая листать, читать и изучать сканы цветаевских рукописей. Вокруг каждой из пяти отсканированных и расшифрованных беловых и черновых тетрадей воссоздан символический контекст, в который включены цитаты, топонимы, имена мифологических, литературных героев и цветаевских современников, события мировой истории – множество культурных и биографических образов, которые были переработаны Цветаевой и включены в черновые или окончательные редакции ее текстов.
«К сожалению, мы не можем оставить выставку на больший срок, чем нам и посетителям музея хотелось бы, — объяснила директор Дома-музея Елена Жук. — Дело в том, что мы экспонируем очень много автографов, тетрадей, книг, графики, а этот тип экспонатов нельзя оставлять без необходимых условий дольше нескольких месяцев. Предметы должны «отдыхать» и своевременно возвращаться в хранение».
Каждые два месяца организаторы выставки меняют страницы в черновых и беловых тетрадях Цветаевой. С начала февраля посетителям показывают новый разворот, где в своих записях поэт рассуждает о прочитанной ею газетной заметке. В ней рассказывалось о не явившемся на казнь по причине собственной смерти французском палаче Анатоле Дейблере. Цветаева видела в этой истории свидетельство явного вмешательства провидения для осужденного — ведь если палач не явился для исполнения казни, осужденный должен быть от нее избавлен.