Детям важна самооценка

Как зарплата воспитателей и педагогов зависит от детей, почему рейтинг школ влияет на посещаемость детсадов и как старшеклассники могут попробовать себя в профессии еще в школе?
 
На эти и другие вопросы журналистов «Моего района» ответили Исаак Калина, руководитель Департамента образования Москвы, и директора столичных учебных заведений.
 
Они посетили редакцию в рамках проекта «В гостях у главного редактора». По инициативе Департамента образования Москвы встречи директоров школ с редакторами ведущих изданий, телеканалов и информагентств проводятся регулярно. Мы публикуем наиболее интересные моменты из беседы.
 

__________________галерея__________________

Создание учебных объединений

- Укрупнение школ никогда не было самоцелью, задачей или механизмом. Это следствие многих вещей, — говорит Исаак Калина. — В Москве были крупные учебные комплексы задолго до 2011 года: тот же комплекс Евгения Ямбурга, Ефима Рачевского и еще штук 20‑30 таких же. Они еще в начале 90‑х сделали то, что потом стало массовым. Их сугубо позитивный опыт и позволял надеяться, что все пройдет нормально.
 
Департамент образования запустил два процесса: финансирование учеников, а не учреждений и штата (личностно-ориентированное финансирование), и нормальную аккредитацию. В 2011 году вместе с механизмом аккредитации создали механизм — «Рейтинг школ» по качеству и объему результатов.
 
В 90‑е годы школы объединялись, и получалось, что директор теперь один, а не два, то же с завхозами и т. д. А финансировались‑то по штатному расписанию. В результате школа деньги теряла. При финансировании учеников пропал страх потерять в деньгах. Но появилась опасность быть худшими в «Рейтинге». И потерять аккредитацию.
 
Дальше школы, находившиеся в зоне риска, опередили всех по времени. Они стали искать надежного партнера, с которым можно объединиться.
 
Детям важна самооценка  фото
Фото: Екатерины Акимовой 
 

Профильные классы

- Это знакомство школьников с реальной профессией, — объясняет Исаак Калина. — Для открытия инженерных классов обязательна тройная связка: инженерный класс — инженерный вуз — высокотехнологичное предприятие. В медицинских классах есть договоренность о сотрудничестве с Первым медицинским университетом и клиниками.
 
Кадетские классы — это договор с силовыми вузами и силовыми ведомствами. Профилизация, старших классов особенно, — это инструмент создания дополнительных возможностей. Здесь ребенок конкретно видит, что если он выберет определенный маршрут, например, решит быть инженером, то его работа будет, условно говоря, в компании «Сухой».
 
Я бы очень расстроился, если бы результатом этих профильных классов был бы стопроцентный выбор старшеклассниками именно этого маршрута. Думаю, что это тоже результат — отказ от пути, который тебе кажется правильным в 12‑13 лет. Но когда ты погрузился в профессию, то понял, что это не твое.
 
Важно, что эти профильные классы существуют не в отдельных учреждениях, откуда дороги назад нет. Например, попал ты в инженерную школу в старших классах — попробуй уйди. Значит, будешь бросать школу и искать новую. А здесь ученик в своей школе может выйти из кадетского класса и перейти в другой, например, биологический.
 
Александр Тверской, директор лицея № 1581, рассказал, что его учебное заведение сотрудничает с МГТУ им. Баумана. Благодаря этому школьники понимают, чем занимаются современные инженеры в России.
 
- Ребята ходят к преподавателям вуза на лекции и семинары, — рассказывает Александр Тверской. — Есть дети, которые хотят создавать что‑то новое. У нас есть план по реализации общего проекта в школе. Например, сконструировать катапульту, которая бы не менее 70 раз попадала в одну точку. С момента задумки до момента реализации работают ребята из разных классов. Им надо уметь интегрировать знания, понимать, чего им не хватает. Это новый подход, когда надо объединить все классы. Тем интереснее работа.
 
— Мы сейчас разрабатываем программу погружения детей на предприятие для прохождения практики в каникулярное время, — добавляет Елена Савчук, директор школы № 2005. — Это возможность заинтересовать детей в профиле, который они могут выбрать.
 
Детям важна самооценка  фото
Электронный учебник. Фото: Екатерины Акимовой 
 

Система оценок и оценивания

- Сейчас возникает другая система ценностей, когда человеку важна самооценка, — уверен Исаак Калина. — Все изменения в человеке происходят в результате внутренней самооценки. И задача школы не в том, чтобы ребенок ждал оценки учителя. А в том, чтобы он был способен оценивать себя. Это еще только возникает и возникает сложно.
 
Школа вносит зачастую в формирование комплекса неполноценности, увы, немалый вклад. Дети все разные и способные. В школах есть стенд «Гордость школы». Отношение портретов девочек к портретам мальчиков там 7:1, в лучшем случае 6:1. Школа улавливает и уважает способность, которая у женщин более развита, чем, увы, у нас, мужчин, — старательность. Другие способности улавливает хуже и меньше. А если на стенде «Гордость школы» представлены не только старательность, но и успехи в технике, спорте, музыке, туризме, в чем-то еще, тогда соотношение портретов мальчиков и девочек выравнивается. Я делю школы по стендам на те, которые уважают ученика и ориентированы на самоуважение, и те, где ценят лишь старательность. Если на стенде «Гордость школы» представлен весь набор способностей, проявляемых учениками, то они ориентированы на уважение к ученику.
 
Я искренне уверен, что успех — это «существительное в прошедшем времени». Где‑то мы, взрослые, демонстрируем это застывшее отношение к своим успехам. Когда слышу от взрослого фразу «я получил хорошее образование», напрягаюсь. Потому что нормальный человек продолжил бы эту фразу: «И полученное образование позволяет мне учиться новому и сегодня». А он оценивает эту ситуацию так: получил образование 30 лет назад, и все. Думаю, чтобы у детей было адекватное отношение к себе, взрослые должны демонстрировать отсутствие у себя комплекса неполноценности.
 
Бывают учителя (да и родители), которые, к сожалению, демонстрируют антипозитивное отношение к себе и жизни. Они показывают себя ученикам как пример неуспешности. Может, совершенно не задумываясь над этим, не осознавая. На то, что называется «нытьем за жизнь», учитель, родитель и руководитель не имеют права по определению. Они обязаны иметь позитивное отношение к миру, к себе.
 
Детям важна самооценка  фото
Фото: Екатерины Акимовой 
 

Заработная плата воспитателей

- Сегодня единицей измерения работы педагогов становятся дети, — говорит Исаак Калина. — Они не будут ходить туда, где нет качества. У нас служба финансового контроля проверяет посещаемость детских садов. И оказалось, что посещаемость в основном коррелируется с местом школы в рейтинге. Чем выше место в рейтинге, тем выше посещаемость в детском саду при этой школе.
 
С 1 сентября мы ввели в детских садах учет по детодням (количество детей каждый день — прим. ред.). В прошлом году весь сентябрь и октябрь служба финансового контроля натыкалась на посещаемость в 40  процентов, а больше половины мест стояли пустыми. В этом году средняя посещаемость уже 62  процента, а у лучших учреждений 65-68  процентов. Родительское отношение — это уровень измерения качества детского сада.
 
- Новые условия оплаты труда предусматривают учет нахождения ребенка в детском садике, — дополняет Юрий Мироненко, директор Первого московского образовательного комплекса. — Сегодня мы объясняем родителям, что место, которое выделяет город на ребенка, не должно пустовать. Убеждаем не дер­жать ребенка дома просто так. Если есть справка о болезни, это уважительная причина. Сегодня весь наш коллектив не просто получает зарплату, а работает с родителями и детьми более внимательно и конкретно.
 
Это дает результат. В прошлом году посещаемость была небольшой. И она не так влияла на зар­плату. Сегодня она привязана: если группа полная, коэффициент умножается на 2. Наши воспитатели получают около 57 тысяч рублей. Это зарплата вдвое больше той, которую они получали до объединения с нами.
 
Детям важна самооценка  фотоИсаак Калина, руководитель Департамента образования Москвы
При выборе школы верить надо в способности ребенка, а не в то, что там его «переделают». Способный ребенок при вере в него будет нормально учиться практически в любой школе.
 
 
 
 
 
Детям важна самооценка  фотоЕлена САВЧУК, директор школы № 2005
Происходит интеграция профильного образования с дополнительным. Это в том числе и выезды в вузы, с которыми сотрудничают школы, для проведения деловых игр, конференций, семинаров.
 
 
 
 
 
Детям важна самооценка  фотоАлександр ТВЕРСКОЙ, директор лицея № 1581
В образовании сейчас не стыдно работать. Уже не стыдно сказать, сколько я или учитель получаем. Но никто, когда поступал в педагогические вузы по зову души, не знал, что так будет сегодня.
 
 
 
 
 
Детям важна самооценка  фотоЮрий МИРОНЕНКО, директор Первого московского образовательного комплекса 
Приятно, что родители выбирают для ребенка комфортную среду. Рядом гимназия с более высоким рейтингом. Но родители пришли к нам: ребенку на празднике открытых дверей больше понравилось у нас.
 
 

Читайте также

Фильтр