Москвичка Ирина Воробьева собрала более 500 шляпок. Среди них есть
настоящие бриллианты — например, головной убор Одри Хепберн
Каждой по шляпке. Среди шляпок нет ни одной одинаковой — все они разных цветов, фасонов и размеров. От элегантных черных бархатных с вуалью для наездниц до строгих каракулевых из «шкапа» какой‑нибудь генеральской жены.
Много довоенных — в том числе и периода НЭПа. Много аналогичных шляпок, например, мелькало в новелле Гайдая «Не может быть». Помните, как герой Куравлева сетовал, что не может признать свою невесту без верхней одежды, так как «без шляпки и без пальто я ее сроду никогда и не видел»?
Так вот у Ирины шляпок того периода столько, что хватило бы на то, чтобы снять римейк этой картины, нарядив каждую из героинь в аутентичную шляпку. Есть и миниатюрные с большими перьями — в таких шляпках дамы довоенной поры томно прикуривали сигареты с длинными мундштуками и пили абсент.
Уронили «даму» на пол. Коллекция впервые увидела свет этой осенью. Ирина решила выставить ее на Московском слете коллекционеров «Антиквариат и винтаж на «Кристалле». Владелица коллекции искренне считала, что шляпок у нее немного. «Это же не моя коллекция духов!» — словно оправдывается Ирина. В той ее коллекции баночек, скляночек и флаконов — более 6 тысяч. А началось все с настоящей трагедии.
В пять лет маленькая Ира, оставшись в одиночестве, достала из маминой шкатулки флакон «Пиковой дамы». Это были редкие и очень дорогие духи, мама их очень любила и берегла. Дрожащими от волнения пальчиками девочка сняла стеклянную крышечку — по комнате поплыл терпкий богатый аромат. Но в какой‑то момент склянка выскользнула из рук и разбилась вдребезги. Как же рыдала над осколками мама!
«И я пообещала, что когда вырасту, обязательно куплю ей миллион точно таких же!» — вспоминает Ирина. Но когда она пошла с первой стипендией в ГУМ, выяснилось, что «Пиковая дама» уже не та. Это были безликие штампованные флаконы с тяжелым ароматом. На то, чтобы найти «те самые», у Ирины ушло много лет. Но она их нашла!
И мама снова плакала. Но уже от счастья. Попутно Ирина стала изучать историю парфюмерии, скупала специализированные альбомы, выискивала, кто бы из московских дам смог с ней поделиться впечатлениями. И потихоньку на туалетном столике стали появляться редкие флаконы. Когда счет пошел на сотни, Ирина стала задумываться, а какими они были — те дамы? Что носили? Как подбирали аксессуары?
Курс на мирную жизнь. И к духам, как металлическая стружка к магниту, постепенно стали притягиваться милые дамские вещицы: бутоньерки, вуали, шарфики, перчатки. И шляпки. Много! В какой‑то момент они стали просто появляться «из ниоткуда».
Совершенно случайно выяснилось, что в семье потомственных медиков, состоявших в родстве с Чеховым, есть удивительная соломенная шляпка — золотистая, с перламутровой шпилькой. Шильдик на шляпке — «Красный воин».
Шляпка датирована 1946 годом. Много лет на этой фабрике выпускали исключительно бушлаты и ушанки. Но после войны открыли цех, где шили элегантные шляпки, продававшиеся одно время исключительно через «Военторг». Такой вот был курс на мирную жизнь.
Много шляпок дарили классические «арбатские старушки» — те, что в булочную ходили в жабо с камеями, шляпках с вуалью, лаковыми ридикюлями и в нитяных перчатках.
«Они сетовали, что наследники не проявляют интереса к тому, что им было так дорого в молодости, и старались передать особо интересные модели «тому, кому это нужно», — рассказывает Ирина.
Особенно много было обращений после того, как сын одной известной актрисы распродал мамин гардероб на закрытом аукционе — круг коллекционеров довольно узок, и о том, что у Ирины есть такая уникальная коллекция, узнали довольно быстро. Она сетует, что в России нет цивилизованной системы аукционов, как в Европе. На тех, что проходят у нас, в лучшем случае наследники распродают вещи именитых родителей.
В Европе же много тематических коллекций. Они часто выставляются на официальные торги — с оповещением через газеты и журналы. Под эти аукционы Ирина часто планирует свой отпуск. Попутно объезжает антикварные лавочки.
Так к Ирине попали две шляпки со съемочных площадок фильмов «Завтрак у Тиффани» и «Любимая мордашка». И есть подтверждения, что эти шляпки «выгуливала» под софитами Одри Хепберн. Еще за одной, особенно удивительной шляпкой, коллекционер летала на аукцион в Америку.
А костюмеры и не знают! Для киношников, кстати, коллекция Ирины — настоящий клад, ведь там есть шляпки под разную эпоху. Но со съемочными группами коллекционер пока не общалась.
В какой‑то момент коллекция хранилась исключительно дома, и про нее знали только коллекционеры. Но сейчас, когда коллекция разрослась и шляпкам стало тесно в квартире, Ирина готова к диалогу с администрациями музеев. Она начала активно участвовать в выставках и, видя, какой интерес у москвичей, особенно женщин и девушек, вызывает ее коллекция, готова показывать свои сокровища публике.
Например, предоставить их для постоянной экспозиции или даже подарить городу под гарантию, что экземпляры будут экспонироваться. Она даже обращалась с такой идеей в Департамент культуры, но пока не встретила взаимопонимания. Эксперты по антиквариату считают, что коллекция Ирины сегодня — самая многочисленная и богатая. Если не по стране, так по Москве точно.
Покупки: Под аукционы в Европе Ирина Воробьева планирует свой отпуск. Там же объезжает антикварные лавочки. Так к ней попали две шляпки со съемочных площадок знаменитых фильмов «Завтрак у Тиффани» и «Любимая мордашка».