Фото: Угол улиц Гиляровского и Дурова, начало 1960-х гг. Фото: Bassmen / pastvu.com
Сегодня мы изучим центральную часть Мещанского района, название которого произошло от Мещанской слободы, известной с XVII века. Слобода появилась после Русско-польской войны 1654-67 гг., из-за которой в Москве осело множество жителей Речи Посполитой (поляков, литовцев, белорусов, украинцев), не желающих или не имеющих возможности вернуться из плена домой.
Жители польских городов именовались как «мещане» (от польского miasto — «город»), что и определило название слободы, а в дальнейшем и района.
Длина маршрута — 5 км, 7 000 шагов.
Начнём прогулку с осмотра фасадов (1) особняка Правдиной, построенного в 1908 году в стиле модерн. Изначально автор проекта архитектор Аполлос Правдин строил его для своей семьи, записав дом на свою супругу. Через пару лет его приобрёл известный московский купец Сергей Капцов, один из первых отечественных автогонщиков.
Особняк Правдиной. Фото: А. Каменских
С архитектурной точки зрения особо интересны заметные в отделке фасада черты австрийского «Сецессиона»: входная группа в стиле Йозефа Ольбриха и розы в духе Ганса Кристиансена.
Здесь же снимался эпизод из фильма «Место встречи изменить нельзя» (1979), когда Глеб Жеглов засовывал кошелёк в карман Кирпичу.
По соседству находится (2) частный музей «У Троицы» с остатками быта старой Москвы, расположенный в воссозданном деревянном жилом доме начала XVIII века.
Музей «У Троицы». Фото: А. Каменских
Далее пройдём до (3) Подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры — одного из самых значимых исторических и духовных центров столицы. Здесь с 1815 по 1923 гг. была расположена резиденция московских митрополитов.
Подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Фото: Vladimir d’Ar / monasterium.ru
При Подворье действуют музыкальное и книжное издательство, паломнический центр, Троицкая школа и приходская библиотека.
Интересен и (4) Дом-музей художника Виктора Васнецова, расположенный в переулке, носящем его имя. Сам дом-мастерская, в котором Васнецов жил с 1894 по 1926 годы, был спроектирован и построен к 1894 году по его собственному проекту. Стиль можно отнести к неорусскому, основоположником которого и является Васнецов.
Дом Виктора Васнецова, начало XX века. Фото: Lana / pastvu.com
Городской каменный дом и пристроенный к нему бревенчатый терем дошли до нас в близком к оригинальному состоянии. В 1953 году он был передан родственниками художника для музея, который в 1986 году вошёл в состав Третьяковский галереи. Коллекция музея включает в себя более 25 000 экспонатов, таких как живопись, антикварная мебель и предметы быта.
Возвращаясь к Садовому кольцу, не пройдите мимо (5) Атома Солнца Олега Табакова — скульптурной композиции, открытой здесь в 2020 году к 85-летию со дня его рождения.
Атом Солнца Олега Табакова. Фото: А. Каменских
В композиции представлен Табаков, кот Матроскин и Атом солнца — символ таланта с аналогичной бесконечной надписью внутри. Идея атома отсылает к истории, когда, увидев ещё совсем молодого Табакова, драматург Виктор Розов сказал, что «одарённость актёра освещает весь спектакль, как будто бы Табаков проглотил атом Солнца».
Во дворе нового здания Московского театра Олега Табакова можно найти интересный симбиоз — (6) остатки палат XVIII века в основе реплики усадьбы Евреиновых-Лаптева.
Палаты в основе усадьбы. Фото: А. Каменских
В самом начале проспекта Мира расположен (7) доходный дом Камзолкина, построенный в стиле необарокко в конце XIX века. Проект дома является отечественным прочтением классического французского барокко, отсылающим к усадьбе-дворцу «Во-ле-Виконт» середины XVII века.
Доходный дом Камзолкина, 1983 год. Фото: Losinka1 / pastvu.com
Далее по проспекту Мира — (8) жилой дом Наркомата связи в стиле сталинского апмира. Построен по проекту архитектора Дмитрия Булгакова, одного из учеников Алексея Щусева.
Жилой дом Наркомата связи. Фото: А. Каменских
Конкретно этот проект архитектора был под активной критикой за «излишнее украшательство», несмотря на то, что это было очень характерно для архитектуры тех времён.
По соседству находится (9) Здание Московского общества призрения, построенное в 1912 году по проекту архитектора Густава Гельриха, известного мастера московского модерна.
Московское общество призрения. Фото: А. Каменских
Далее изучим (10) бывшую электротяговую подстанцию, построенную в начале XX века. До наших дней здание дошло в сильно упрощённом виде, достаточно сравнить с архивной фотографией.
Мещанская электрическая подстанция городских железных дорог, 1913 год. Фото: Springsteen / pastvu.com
Не пропустите изображённый на обложке статьи (11) доходный дом Ломакиной начала XX века в стиле северного модерна, более характерного Петербургу. Ещё 20 лет назад здесь размещалось посольство Мозамбика, сейчас здание находится на реконструкции.
Доходный дом Ломакиной. Фото: Ольга Яковлева / mos.ru
Интересно и (12) мозаичное панно, иллюстрирующее борьбу с пожаром, находящееся на одном из фасадов бывшего здания Мещанской пожарной части.
Мозаичное панно. Фото: А. Каменских
Далее пройдём до (13) Московской соборной мечети, открытой здесь в 2015 году после масштабной реконструкции предыдущего здания. Благодаря этим работам, общая площадь увеличилась в 20 раз, что позволило принимать около 10 000 молящихся. Высота минаретов мечети составляет 72 метра, это делает её второй по высоте в России после Соборной мечети Ар-Рахим в Уфе.
Московская соборная мечеть. Фото: А. Каменских
За мечетью ведёт масштабная стройка (14) спортивного комплекса «Олимпийский» на месте прежнего, построенного к XXII Олимпийским играм 1980 года. Тогда ради комплекса снесли 300 зданий и переселили более 6 000 москвичей.
Стройка нового «Олимпийского». Фото: А. Каменских
Старый «Олимпийский» долгое время был самым большим крытым стадионом в Европе, принимал множество известных мировых и отечественных артистов, теннисный «Кубок Кремля», «Евровидение» 2009 года и множество других мероприятий.
Новый «Олимпийский». Рендер: Архсовет Москвы
Десятилетиями цель «собрать «Олимпийский»» была одной из главных для любого музыканта из стран СНГ.
Как и подобает спортивно-концертной инфраструктуре, сейчас комплекс переживает полную перестройку под современные нужды. Реконструкция завершится в 2024 году.
Рядом с «Олимпийским» находится (15) комплекс зданий Роскосмоса, построенных в конце 1980-х гг. в смеси стилей брутализм и модернизм. Изначально планировалось под гостиничный комплекс, однако из-за бойкота Олимпиады в Москве со стороны многих стран Запада, было достроено для Министерства электронной промышленности СССР. В 1990-х годах было передано Роскосмосу.
Комплекс зданий Роскосмоса. Фото: А. Каменских
Далее можете посетить (16) Дом-музей актёра Михаила Щепкина, одного из основоположников отечественной актёрской школы.
Дом-музей Щепкина. Фото: А. Каменских
Само здание является образцом русского классицизма, стоит на бревенчатом срубе, сложенном без единого гвоздя. С 1995 по 2009 годы находилось на реставрации, дому был возвращён прежний облик.
Вернувшись на проспект Мира, обратите внимание на роскошный (17) Дом Министерства угольной промышленности 1953 года постройки.
Дом Министерства угольной промышленности. Фото: А. Каменских
Завершая маршрут, не пропустите сохранившиеся здания (18) бывшей Городской усадьбы Зарина – Долгорукова – Кузнецовой конца XVIII века.
Особняк Кузнецовой. Фото: А. Каменских
Для начала осмотрите бывший особняк Н. В. Кузнецовой 1893 года от архитектора Фёдора Шехтеля. В советское время оно было надстроено и непозволительно упрощено. И вновь нам остаётся лишь представлять былое величие особняка лишь на основе архивных фотографий.
Особняк Кузнецовой, 1900 год. Фото: Seakonst / pastvu.com
Южному флигелю усадьбы повезло больше. Помимо сохранения прежних форм и отделки, в 1990-х годах здесь была проведена реставрация.
На территории бывшей усадьбы сейчас расположено спорное для архитектурного фона окружающих особняков административное здание Московского метрополитена.
В нём находится вход на станцию «Проспект Мира», коим мы и предлагаем вам воспользоваться для возвращения домой.
Кирилл Спасский