Церкви Бабушкинского района

Церкви Бабушкинского района, фото

Храмы в Бабушкинском районе

Самая старая церковь Бабушкинского района Москвы находится на реконструкции уже более ста лет — с 1916 года. Остальные — новые, но все они построены на месте старых, стоявших там когда-то храмов Лосиноостровска. В целом они создают что-то вроде ансамбля: неорусский стиль, массивность и аскетичность, пожалуй, главные их черты.

К началу ХХ века в Лосиноостровске существовала только одна церковь — Святого Николая, которая являлась домовой церковью приюта «Общества для устройства лиц женского медицинского звания», основанного Раисой Самойловной Знаменской в 1899 году. Из-за того, что духовная консистория противостояла преобразованию церкви в приходскую, люди вынуждены были посещать более отдалённые церкви в Медведкове и Перловке.

Церковь Святого Николая в Раеве

Сейчас вместо той церкви — небольшая деревянная часовня Святого Николая в Раеве, построенная в 1995 году в неорусском стиле. Автор справочника «Москва Православная. Все храмы и часовни» описывает её так: «Деревянное бревенчатое строение возведено по старинной технологии — “сруб в венцо”. Завершает здание пологий купол, плавно переходящий в шатёр с миниатюрной луковичной главкой. У основания шатра расположены треугольные световые оконца, напоминающие люкарны каменных храмов середины XVIII века. В плане храм решён как многогранник, тяготеющий к ротонде. Каждая грань по фасаду отделана фигурной аркой-фронтоном, располагающейся в основании большого купола. Пропорции храма соразмерны и отточены».

Церкви Бабушкинского района  фото

Церковь Святых мучеников Адриана и Наталии

Однако вернёмся к началу ХХ века. В 1914 году рядом с приютом стали закладывать новый каменный храм, уже приходскую церковь Святых Адриана и Наталии. Проект принадлежал архитекторам Сергею Ильинскому и Владимиру Глазову (вместе с инженером Фоминским). Храм был построен к 1916 году неподалёку от посёлков Торговых служащих, Дубняки и Красная Сосна при станции Лосиноостровская Ярославской железной дороги. 15 тыс. рублей на строительство выделил потомственный почётный гражданин Александр Иванович Иванов (в Российской империи — привилегированный класс городских обывателей), собственную землю (1736 квадратных саженей) пожертвовал крестьянин Сергей Иванович Карпов, кое-что собрали прихожане.

На протяжении последующих ста лет церковь всячески перестраивалась: так, в первой половине ХХ века была построена ограда церковного участка, в 1990-е — звонница в западной части храма, в нулевые — крестильная церковь праведных Иоакима и Анны, часовня для святой воды в честь Иоанна Крестителя. Наконец, в 2014 году был установлен поклонный крест в память о новомучениках Владимире и Григории. Получается, что то, что мы можем увидеть сейчас, — скорее эклектичный комплекс, отразивший наслаивание микроэпох двадцатого века. Сам храм построен в неорусском стиле с элементами псковского зодчества в виде щипцовых завершений боковых фасадов приделов и трёхглавой звонницей по псковскому типу.

Храм не закрывался в годы гонений на церковь, возможно, потому, что с 1936-го по 1943 год принадлежал «обновленцам», которые пытались под прикрытием модификации церкви идти по пути её огосударствления. Сейчас в храме находится около 80 святынь.

Варвара Малахиева-Мирович, поэтесса, переводчица и мемуаристка, вспоминает события в храме на Пасху 1934 года: «Какое неблагообразие в церквях в пасхальную ночь в последние годы. Сегодняшние рассказы с разных сторон полны эпизодами жестокой давки и разгула враждебных чувств на этой почве. В церкви Адриана и Наталии задавили на Вербное воскресенье старушку. Сын предупредил: не ходи, задавят. Она пошла, но на всякий случай положила себе в сумочку записку с адресом своим. По этому адресу её и доставили домой насмерть задавленную. На писателя К. опрокинулась лампада, пришёл домой с обмасленной головой. В то же время, когда пели в церкви: “С радостью друг друга обымем”, со всех сторон раздавались то вопли “пропустите”, “спасите”, “ой, давят”, то злобные проклятия. Огромная часть молящихся, как и в прошлом году, стояла вокруг церкви под снегом, в грязи и в воде и ничего не слышала, кроме этих воплей».

И всё же эта церковь остаётся самой старой из всех, находящихся сейчас в Бабушкинском районе. При храме действует воскресная школа.

Благовещения Пресвятой Богородицы в Раеве

Церковь, как и часовня Святого Николая, построена в 1990-е и даже чем-то похожа на неё. Она тоже деревянная и следует стилю северного зодчества — небольшой шатёр с прирубами. Церковь стоит на том месте, где ещё с XVI века и до революции находился прежний храм с таким же названием: в 1997 году храм был восстановлен почти в том же облике. При нём сегодня также работает воскресная школа. 

Церковь Иконы Казанской Божией Матери Троицы Живоначальной

Это самая новая церковь Бабушкинского района, построенная в рамках проекта «200 церквей». Предполагалось, что она будет реконструкцией старого храма, строительство которого началось в 1916 году. К середине 1920-х храм закрыли, затем там помещался местный исполком. С нынешним строительством связана шумная история, затянувшая возведение храма на несколько лет: изначально планировалось, что церковь будет находиться по адресу Осташевский проезд, владение 4, то есть займёт часть парка «Торфянка». Это вызвало недовольство общественности, дело дошло до суда (иск затем был отозван), и в итоге церковь построили в другом месте. Конфликт был масштабным, привлёк внимание крупных СМИ и патриарха Кирилла, противоборствующие стороны активно проводили в парке свои мероприятия, ОМОН снёс лагерь противников строительства церкви, имели место случаи нападения как на сторонников возведения храма, так и на противников. Сейчас в Анадырском проезде сооружён временный храм-часовня.

 

Читайте также

Фильтр