Например, в пятницу по Первому каналу будет идти фильм про принцессу Диану (показ приурочен к десятой годовщине со дня ее гибели). Восьмого сентября зрители смогут посмотреть ленту о теракте 11 сентября в Нью-Йорке 2001-го года.
В субботу, первого сентября, исполнится три года со дня захвата школы в Беслане. На Первом канале про него вспомнят, скорее всего, только в формате траурного отчета в обычной новостной программе. Ни фильма, ни спецпрограммы, посвященных одному из самых страшных терактов мира, в программе нет.
В лингвистике есть такое понятие: значимое отсутствие.
Так вот отсутствие в сетке вещания крупнейшего российского телеканала специальной программы или фильма про Беслан — тоже значимое.
Тем более, что и фильмы про трагедию осетинских школьников есть, и отечественные, и зарубежные. Лента «Осада Беслана», снятая специально для Discovery Channel, стала лауреатом нескольких европейских кинофорумов.
Но ни этот, ни другие фильмы нам не покажут.
В фильме «Хвост вертит собакой» герой Роберта де Ниро говорит: «Я видел это по телевизору, значит, это было». Немного переиначив фразу под нашу действительность, получаем: «Я не видел этого по телевизору, значит, этого не было».
В прайм-тайм нам рассказывают о чужом горе, забыв при этом напомнить о своем. Дату крушения башен-близнецов знает практически каждый гражданин России. Но единицы назовут точную дату захвата «Норд-Оста». Трагедия Беслана уже начинает идти тем же путем забвения.
Каждый теракт оставляет после себя много вопросов. Но самые главные: кто виноват, и как такое вообще могло произойти? Хороший документальный фильм не отвечает прямо на эти вопросы, но высказывает несколько версий, из которых сам зритель выбирает для себя наиболее близкую.
В случае с Бесланом один из самых главных вопросов — с чего начался штурм, в результате которого погибли 334 человека: то ли сначала сдетонировал заряд в спортзале, то ли первый выстрел раздался со стороны федеральных сил. От этого зависит, как люди будут отвечать для себя на вопрос: «Кто виноват?»
А учитывая, что меньше, чем через сто дней телезрители станут электоратом, неудобные мысли в их головах — это не самый лучший фон для предвыборных обещаний. На этом рейтинг не сделаешь.