Котиков на аватарки ставят инфантилы, а свои реальные фотографии — зрелые личности, говорит аналитический психолог Юлия Овчинникова.
Аватарка — это картинка или фотография, которой человек презентует себя в соцсети. Конечно, она не претендует на представление всей личности, но это тот образ, который человек хочет создать. Иногда аватар отражает желаемые качества, а не реально существующие.
«Мой район» узнал, что значат основные типажи картинок. Кклассификация взята из статьи «Психология киберпространства» социолога Джона Сулера, в которой описаны самые распространенные типы аватарок.
Мультяшный герой. Часто отражает те качества личности, которые человеку хотелось бы иметь, походить на героя мультфильма по характеру и поведению. Быть сильным и отважным, как Супермен, или асоциальным, как Гомер Симпсон.
Мультяшка может быть и выражением собственного мироощущения: я такой же веселый, как бурундук Дэйл, или жестокий, как Джокер. Сильного героя могут выбирать люди с комплексом неполноценности.
Животное, природа. Такой аватаркой человек сообщает о своих ценностях, например, гуманистических. Можно подумать и об ассоциациях к изображенному животному: грациозная кошка — позиционирование женственности и/или сексуальности, маленький котенок — незрелость, инфантильность.
Если животное «модное» — сова или олень, то человек как бы говорит: «Я в тренде». Животная аватарка может служить своеобразным тотемом человека.
Природу выбирают люди философски настроенные, любящие рассуждать о мироустройстве, отчасти романтики, ранимые. И, кроме того, такие природно-животные картинки характерны для людей, иногда склонных к мнительности, налету депрессии, усталости.
Собственное фото. Говорит об открытости и соблюдении правил. Если на обычном фото присутствует еще кто‑то или что‑то, то идет отождествление себя с этим объектом. Например, женщина с коляской подчеркивает значимость материнства.
Как правило, свои обычные фото ставят состоявшиеся люди, жизненная позиция которых довольно устойчива. Они не меняют аватарки в связи со сменой настроения, статуса или ситуации.
Знаменитость (спортсмен, актер, модель). Человек таким образом заявляет о своих увлечениях, пристрастиях, взглядах. Имиджевые знаменитости прошлого говорят об определенной черте, которая желаема человеком. Например, Мэрилин Монро на аватарке — олицетворение красоты, трогательности и чувственности.Если привязка к знаменитости фанатична, то случается подмена своей личности, чрезмерное отождествление, которое говорит о незрелости, несформированном «я» (часто у подростков). Плюс проблемы с самооценкой.
Эксклюзивная аватарка (например, сам нарисовал). Такая аватарка служит своеобразным брендом узнаваемости, нередко эксклюзивная картинка подчеркивает творческие способности. Автор может иметь некоторую склонность к демонстративности, желанию привлечь к себе внимание. Изображение злости, агрессии. Скрывает уязвимое, легко ранимое «я» и выполняет роль защиты от нежелательных новых контактов — «не подходите ко мне!» Либо, напротив, это желание выделиться среди милых котиков и енотов. Для людей эмоционально открытых злая аватарка может быть индикатором настроения.
Эротическое изображение. Желание человека привлечь к себе внимание, стремление нарушить нравственные границы.
Эротика на аватарке может говорить об эмоциональной незрелости, иногда о сексуальной неудовлетворенности.
Шокирование (например, какие‑то уродства человеческого тела). Желание привлечь внимание, демонстративность, иногда доведенная до уровня вызова аудитории.
Шок-аватарки могут также означать внутренние страхи, высокую тревожность, психические травмы.
Абстракция. Часто такие аватарки выбирают концептуальные мыслители, закрытые, загадочные люди. Дорогие вещи (у мужчин машины, часы, у женщин бриллианты, шикарные туфли и т. д.).Обладатели подобных аватарок в жизни не имеют желаемый уровень достатка, либо приобрели этот уровень достаточно недавно, либо случайно, старательно демонстрируя достижения на публику. Психологически такой человек чувствует себя неуверенно, уязвимо.Попытки произвести такое впечатление говорят о нарциссизме и ранимости.
Отсутствие аватарки. Возможно, это кризис самоидентификации. Или же отсутствие картинки можно рассматривать и как определенный социальный протест.
Либо это вообще ничего не значит: человек зашел в соцсеть один-два раза и не собирается здесь проводить время.
Источник: Юлия Овчинникова, аналитический психолог, доцент факультета психологии Высшей школы экономики; Алена Август, психолог и психотерапевт.