Фасад Введенской церкви. Фото: А. Каменских
Сегодня мы изучим юго-восточную часть Басманного района, сердцем которой является пятиугольная Лялина площадь — одна из немногих сохранившихся второстепенных площадей старой Москвы. Вокруг неё расположено несколько заметных памятников барокко, при чём как елизаветинского, характерного скорее для Санкт-Петербурга, так и традиционного московского.
Сегодня вы узнаете где учился танцевать маленький Саша Пушкин, в каком здании уже более 100 лет работает «булошная» и как жители Москвы освобождали себя от постойной повинности.
Длина маршрута — 3,2 км, 4 500 шагов.
Начнём прогулку с осмотра (1) главного дома усадьбы Боткиных в стиле ампир, скрытого в объёмах окружающей современной застройки. Дом принадлежал Петру Кононовичу Боткину, основателю известной русской купеческой династии. От двух браков у Петра Кононовича было 25 детей, из которых выжило девять сыновей и пять дочерей. В сентябре 1832 года именно в этом доме родился Сергей Боткин — основоположник физиологического направления в клинической медицине.
Главный дом усадьбы Боткиных. Фото: А. Каменских
Далее пройдём до (2) усадьбы Морозовых в Подсосенском переулке, которая известна ещё с конца XVIII века. Изначально принадлежала фабрикантам Плавильщиковым, у которых она была выкуплена в 1839 году Елисеем Морозовым, представителем ещё одной известной купеческой династии. Последний главный дом усадьбы был выстроен в конце XVIII века по проекту Михаила Чичагова. Особо интересны сохранившиеся интерьеры этого дома, созданные по проектам Фёдора Шехтеля, Михаила Врубеля и Сергея Коненкова.
Особняк Морозовых. Фото: А. Каменских
По соседству находится (3) доходный дом Тарховой — один из лучших образцов модерна в Москве. Построен в 1903-04 гг. по проекту архитектора Георгия Макаева, владевшего этим домом первое время. В дальнейшем дом менял владельцев, но сам Макаев продолжал в нём жить, так как сильно полюбил своё же творение. В советское время дом неоднократно подвергался «упростительной» реконструкции, но запаса его красоты хватило дожить до наших дней в не менее впечатляющем виде.
Доходным дом Тарховой. Фото: А. Каменских
Рядом с домом Тарховой находится интересный пример простого архитектурного решения, создающего локальную достопримечательность. Въезд на (4) подземную парковку построенного в начале XXI века жилого комплекса легко отсылает к советскому модернизму, который становится всё более и более востребованным как архитектурное наследие.
Парковка в стиле советского модернизма. Фото: А. Каменских
После этого осмотрите (5) бывшие Покровские казармы, построенные на рубеже XVIII и XIX вв. Первоначальное здание возводилось на средства горожан, за что те освобождались от постойной повинности — необходимости населения отводить помещения для войск, в местах их постоянного расположения или временных остановок. Здание сильно пострадало от пожара 1812 года, поэтому в 1830-х было реконструировано в стиле классицизм по проекту архитектора Доменика Жилярди. В дальнейшем также подвергалось реконструкциям и упрощениям.
Покровские казармы. Фото: А. Каменских
Интересен и (6) дом Апраксиных-Трубецких — дворцовое здание в стиле редкого для Москвы елизаветинского барокко, построенное в 1766 году для графа Матвея Апраксина. В конце XVIII века во многом из-за того, что стиль барокко вышел из моды, он был продан князю Дмитрию Трубецкому. В течение последующих 89 лет участок принадлежал младшей ветви рода Трубецких.
Дом Апраксиных-Трубецких. Фото: А. Каменских
Известен ещё и как «дом комод» (из-за своей формы), а также как важный адрес для многих исторических личностей: здесь учился танцам ещё совсем маленький Александр Пушкин, жил Дмитрий Менделеев, обучался будущий создатель аэродинамики Николай Жуковский.
Ещё один пример елизаветинского барокко — (7) храм Воскресения Словущего в Барашах, построенный в 1733-34 гг. Церковь выстроена «кораблём», планы подклета (цокольного этажа) нижнего и верхнего храма совпадают, что является редким явлением в церковной архитектуре.
Воскресенская церковь. Фото: А. Каменских
Один из обезглавленных храмов Москвы, так как в советское время происходила разборка здания с целью оборудования под гражданские нужды. В 2016 году возвращен РПЦ.
Воскресенская церковь, 1914 год. Фото: Pirogov / pastvu.com
По соседству находится (8) храм Введения во храм Пресвятой Богородицы, представитель уже архитектуры барокко московского. Достроен в конце XVII века на месте известной с 1476 года церкви Ильи под Сосною, освящённой во имя Ильи Пророка. В 1660-х годах при Введенской церкви действовала одна из первых московских школ.
Введенская церковь. Фото: А. Каменских
Особо интересны и изразцы ограждения храма.
Изразцы на ограждении Введенской церкви. Фото: А. Каменских
После этого загляните на (9) Лялину площадь с характерным клином расходящихся Казённых переулков. Названа так по имени местного домовладельца Лялина, который был одним из фаворитов императрицы Елизаветы Петровны. Благодаря своей конфигурации и застройки по её углам, стала излюбленным местом для киносъёмок.
Лялина площадь. Фото: А. Каменских
На площади, недалеко от которой с 1938 по 1964 гг. он сам и жил, находится (10) памятник советскому поэту Самуилу Маршаку, открытый 1 июня 2022 года. Проект памятника был создан по инициативе Российского еврейского конгресса совместно с внуком поэта. Постамент для скульптуры выполнен в виде полуоткрытой книги, автором монумента является скульптор Георгий Франгулян.
Памятник Маршаку. Фото: А. Каменских
На площади находится и (11) доходный дом Силуанова, построенный в 1902 году в стиле модерн по проекту архитектора Павла Заруцкого. Помимо богатого декора фасада, интересен и тремя шишкообразными небольшими куполами, за что и прозван «домом с шишками».
Доходный дом Силуанова. Фото: А. Каменских
На первом этаже находится булочная (в старомосковском прочтении, через «ш»), которая в разных видах да с перерывами, но работает здесь аж с 1902 года.
Интересен и тротуар перед (12) «Булошной». Перед входом можно обнаружить дореволюционный люк датско-шведско-русской телефонной компании и другие интересные элементы тротуара.
«Булошная». Фото: А. Каменских
Завершим прогулку посещением (13) храма Апостола Иакова Зеведеева в Казённой слободе. Был построен в 1681 году на деньги боярина Артамона Матвеева. В 1812 году храм был разрушен французскими войсками и восстановлен только в 1843 году. В 1930-е гг. национализированная церковь была закрыта и использовалась под склад, а затем под мастерскую, архив и другие гражданские функции. После развала СССР храм был возвращён РПЦ Церкви и подвергся масштабной реставрации.
Церковь апостола Иакова. Фото: Андрей Колесников / mos.ru
Сегодня вы, не выезжая за пределы столицы, смогли воочию увидеть, чем московское барокко отличается от барокко петербургского. А вот какое из них вам больше приходится по душе — это уже решайте сами.
Кирилл Спасский