Прошло время. Один топоним канул в лету, а второй, называвшийся ранее «Поганые болота» или «Поганая лужа», смог стать Чистым прудом, пройдя своеобразное «очищение» имени через время и историю.
Длина маршрута — 2,7 км, или 4 тыс. шагов.
Дом кооператива «Военный строитель». Фото: К. Спасский
Начнем прогулку с осмотра (1) жилого дома кооператива «Военный строитель», построенного в 1936 году по проекту Константина Аполлонова и Алексея Волхонского. Это один из множества построенных здесь домов для обеспечения жильем сотрудников Военстроя — управления по строительству объектов гражданской обороны и других специальных сооружений.
Дом Кожсиндиката, 2017 год. Фото: Ludvig14 / wikipedia.org
По соседству расположен конструктивистский (2) дом Кожсиндиката, который был построен в 1925-1927 годах на месте разобранного здания музея-панорамы «Бородинская битва». Изначально было построено для Всесоюзного кожевенного синдиката по проекту тогда еще студента ВХУТЕМАСа А. П. Голубева.
Здание является одним из реализованных авангардистских проектов ВХУТЕМАС (Высших художественно-технических мастерских).
Из интересных особенностей фасада можно выделить выведенный наружу железобетонный каркас, демонстрирующий прогрессивность использованных при строительстве технологий.
Кстати, дом Кожсиндиката можно увидеть в фильме «Подкидыш» (1939).
«Дом со зверями», 1910-е годы. Фото: Brusnik / pastvu.com
Идем дальше по Чистопрудному бульвару, до (3) «Дома со зверями», также известного как доходный дом церкви Троицы на Грязех. Построен в 1908-1909 годах по проекту архитектора Леона Кравецкого и инженера Петра Микини. Как и многие дореволюционные здания центра Москвы, к изначальному объему был надстроен несколькими этажами в 1944 году. Эту «шапку» нетрудно обнаружить по практически полному отсутствию каких-либо «украшательств».
«Дом со зверями». Фото: К. Спасский
Фасад «старой части» украшен терракотовыми барельефами фантастических животных художественной артели «Мурава», выполненными по эскизам художника Сергея Вашкова. Образцами для него послужили барельефы Димитриевского собора во Владимире.
Троицкая церковь. Фото: К. Спасский
Повернув на Покровку, не пройдите мимо (4) Храма Троицы Живоначальной на Грязех у Покровских ворот, построенного в стиле классицизм в 1856–1861 годах по проекту архитектора Михаила Быковского. Стал пятым построенным здесь храмом, даже включил в себя части своих предшественников. Именно на земле храма была построена первая панорама Бородинской битвы. В начале 1920-х годов в храме неоднократно служил святитель Тихон, Патриарх Всероссийский.
В 1929 году храм был закрыт и перестроен, купол-ротонда с балюстрадой и колокольня уничтожены. В начале 1990-х годов был частично отреставрирован, также были возобновлены богослужения.
Дом Заварского, 1980-е годы. Фото: Maratstas / pastvu.com
Дом Заварского, 2010 год. Фото: NVO / wikipedia.org
Потаповский переулок украшен (5) доходным домом Заварского, построенным в 1912 году в псевдороманском стиле по проекту архитекторов Ивана Кондратенко и Семена Дорошенко. Возведенный к 300-летию царской фамилии дом в своих интерьерах был вдохновлен внешним видом палат Романовых на Варварке.
«Пизанский флигель». Фото: К. Спасский
Находящийся по соседству (6) завалившийся флигель усадьбы Головановых можно смело назвать «пизанским флигелем» Москвы.
Усадьба Головиных, 1980-е годы. Фото: Yorik2011 / pastvu.com
Усадьба Головиных. Фото: К. Спасский
На пересечении Потаповского и Сверчкова переулков расположен (7) главный дом усадьбы дворян Головиных, известный с середины XVIII века. В дальнейшем неоднократно перестраивался, к одной из таких реконструкций (по одной из версий) даже приложил руку архитектор Осип Бове. Последним владельцем бывшей усадьбы Головиных значился предприниматель и филантроп Николай Васильевич Беляев, парковавший здесь в начале XX века один из первых Мерседесов в Москве.
Эшеров переулок. Фото: К. Спасский
Эшеров переулок, 2019 год. Фото: travel-russia / livejournal.com
Далее пройдем до «переулка, которого нет». (8) Эшеров переулок — это всего лишь проулок между домами под номерами 8 и 10 по Сверчкову переулку. Был прозван народом в честь нидерландского художника Маурица Эшера, рисовавшего «невозможные города». Важно отметить, что «Эшеров переулок» не является официальным топонимом.
Палаты Сверчкова. Фото: К. Спасский
Палаты Сверчкова, 1957 год. Фото: Dvornjaga / pastvu.com
Во дворах района можно обнаружить (9) палаты Сверчкова, построенные на подклете (основе) палат рубежа XVI–XVII веков. Названы так по имени своего хозяина — Семена Сверчкова, представителя высшей категории привилегированного русского купечества. Интересно, что именно здесь в 1813–1843 годах находилась «Комиссия для строения в городе Москве», руководившая восстановлением города после пожара 1812 года.
Доходный дом Константинова, 2006 год. Фото: Brother_D / wikimapia.org
(10) Доходный дом Константинова 1874 года постройки, выходящий сразу на три переулка (Армянский, Архангельский, Сверчков) впечатляет своими объемами и сейчас. Здание авторства архитектора Августа Вебера долгое время существовало в трехэтажном виде, лишь в 1930-х годах оно стало еще более массивным и надстроилось на два с половиной этажа.
В 1924 году здесь открылся Клуб им. Ивана Печатника, поэтому его сразу же прозвали «Домом Печатника».
Усадьба Гагариных-Тютчевых. Фото: К. Спасский
Напротив дома Константинова находится (11) усадьба Гагариных-Тютчевых, главный дом которых построен с основой в виде старинных палат первой половины XVII века. В конце 1810-х годов его выкупила Екатерина Тютчева — мать Федора. Этот дом и стал первым местом обитания для поэта.
Интересно, что именно этот дом фигурирует в «12 стульях» Ильфа и Петрова как 2-й дом Старсобеса, так как в 1920-е годы здесь располагался дом соцобеспечения им. Некрасова. Сейчас здесь располагается Российский детский фонд.
Надпись на воротах. Фото: К. Спасский
На воротах бывшей усадьбы на Маросейке можно обнаружить (12) выложенную штукатуркой надпись «Свободенъ отъ постоя. Мясниц. час. 3-й кварт.» — единственную такую сохранившуюся в Москве.
Эта табличка, установленная еще при графе Николае Румянцеве, интересна сразу по нескольким причинам. Первая часть надписи обозначает, что хозяева дома уже пожертвовали деньги на строительство казарм и больше не должны принимать под своей крышей солдат. Такую схему для обеспечения армии казармами придумали при Павле I.
Вторая часть является табличкой с адресом старого типа, когда указывались не улица и номер дома по ней, а полицейская часть, номер квартала в части и номер дома в квартале.
Памятная табличка. Фото: К. Спасский
Во дворе одного из зданий ансамбля доходных домов Лобзева можно обнаружить (13) памятную доску с очевидными датами: «1937–1952. Всем, кто жил в этом доме. Ушел и не вернулся. 1941–1945».
Руины как вход в сквер. Фото: К. Спасский
Пройдя далее, можно обнаружить (14) останки дореволюционного дома, использовавшегося под словолитню Якобсона — здесь производили металлические шрифты для печатания. Сейчас бывшие стены выполняют функцию входной группы в небольшой сквер — одну из самых необычных в Москве.
Никольская церковь. Фото: К. Спасский
Вернувшись на Маросейку, осмотрите (15) Храм Святителя Николая в Кленниках, построенный в 1657 году на месте, где храмы существовали с середины XV века. В дальнейшем многократно перестраивался.
Интересно, что закрытый в советское время храм начал возвращать свою изначальную функцию еще до развала СССР. В 1989 году здесь было восстановлено иконописание, а уже в 1990 году храм был возвращен Русской православной церкви.
Дом трестов. Фото: К. Спасский
Завершим прогулку у еще одного конструктивистского шедевра — (16) бывшего здания Наркомфина и ЦК ВЛКСМ. Оно было построено в 1928–1930 годах по проекту архитектора Владимира Цветаева как Дом трестов.
На фасаде можно обнаружить вертикальный витраж, который можно назвать «мостиком» между модерном и конструктивизмом, так как он присущ обоим стилям.
Венец здания и вовсе наводит на ассоциации с капитанским мостиком, автоматически придающим остальному объему популярный тогда в архитектуре вид корабля.
В советское время здание занимали различные «гастрономические» ведомства — «Союзкрупа», «Свиноводсоюз», «Инкубатороптицецентр», «Центральный яично-птичный союз». Прошли годы, но эта традиция продолжается, пусть уже и кофейней всем известной сети на первом этаже «корабля на Маросейке».
Кирилл Спасский